Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему гендиректор Uber похож на Вандербильта

Джастин Фокс

На заре своей предпринимательской карьеры, молодой капитан старой баржи «Быстроходная» Корнелиус Вандербильт Младший не гнушался использовать грязные приемы (грязные даже по меркам начала XIX века). Он игнорировал судебные приказы, не пропускал конкурентов к их же собственным докам и периодически поколачивал тех, кто вызывал его гнев.

«Закон, положение, традиционные общественные ценности — все это для него не имело ровным счетом никакого значения, — писал биограф Вандарбильта, Т. Дж. Стайлс. — Только власть вызывала у него уважение».

Вандербильт не признавал пароходной монополии, установленной законом штата Нью-Йорк, и ему удалось разрушить ее как на море, так и на суше — в Верховном суде США, в поворотном процессе 1824 года. В то же время он внес свой вклад в стремительное развитие перевозок на Восточном побережье. Монополисты полагали, что спрос на перевозки из Нью-Йорка в Филадельфию, Бостон и Олбани ограничен. Вандербильт продемонстрировал, что предоставление больших удобств за меньшую цену может привлечь толпы новых клиентов.

Звучит так, как будто вы недавно читали о ком-то подобном?

Нет никаких сведений о том, что он беспричинно бил кого-то, — однако гендиректор Uber — Трэвис Каланик — не просто в чем-то похож на Вандербильта. Как пишет Кара Свишер в Vanity Fair, он не только яростно боролся с самой индустрией такси, которую пытался разрушить, «но и с городами, и с руководством на местах по всей стране (а теперь еще и по всему миру), со своими конкурентами, а иногда даже и со своими собственными клиентами, когда те пытались оспорить методы его компании».

Читайте материал по теме: Выйдет ли Тим Кук из тени Стива Джобса?

Последний скандал вокруг возник из-за подопечного Каланика, который вслух поливал грязью журналистов, стремившихся опорочить его фирму. Я не натыкался на такое в жизни Вандербильта, описанной в книге Стайла (впрочем, я еще не закончил чтение), хотя однажды он потребовал уволить водителя дилижанса, если тот не прекратит ругать его паромы.

Как и пароходы Вандербильта, так и машины Каланика (или, если точнее, мобильное приложение) поменяли лицо индустрии перевозок в больших городах. Эти изменения положительно сказались на экономическом положении и образе жизни рядовых потребителей, но негативно повлияли на владельцев традиционных желтых такси, которые успели разбогатеть за счет искусственно ограниченного предложения на протяжении последних десятилетий. Поэтому их недовольство едва ли может вызвать сочувствие со стороны простых пассажиров.

Я не первый, кто заметил сходство между фигурами Вандербильта и Каланика. В то время как экономист Дэвид Хендерсон сконцентрировался только на их уникальных, взрывающих мозг экономических достижениях, я не считаю буйство идей, объединяющее их, всего лишь простым совпадением.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте