Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Быть лидером или казаться им?
Умар ХакНам отчаянно нужны лидеры — а те, что есть, нас не устраивают.
Мы словно позабыли истинный смысл лидерства и путаем его с тем, чем лидерством быть точно не должно.
Что не следует называть лидерством? Прежде всего, умение красиво подать себя. Придать лицу уместное выражение, запомнить правильные слова, в нужном месте пристукнуть кулаком — все это не лидерство. Лидерство — это не играть, а быть. Позвольте объяснить. Что произойдет, если ситуация будет развиваться не по плану, слушатели начнут задавать трудные вопросы, стены обрушатся? Актер — человек, не умеющий импровизировать — застынет в растерянности. Именно это мы и наблюдаем ныне: один лидер за другим цепенеет перед внезапными вихрями перемен. Это происходит в политике, общественной деятельности, культуре и бизнесе. Вот они и учат заранее сценарии, все строчки наизусть, и отрабатывают взмах рукой под правильным углом.
Простой пример: десять лет назад никто не мог бы предугадать, что от Nokia, общеизвестного бренда, останется лишь воспоминание о былом величии. Теперь мы видим упадок этой корпорации, а все потому, что руководители компании, хотя и ведут себя как лидеры — демонстрируют спокойствие и уверенность в себе, произносят пламенные речи, — не умеют быть лидерами. Они не сделали ничего для будущего организации: ведь когда обращаешься к будущему, которое заведомо не может быть чем-то определенным, приходится сомневаться и даже рискуешь сесть в лужу.
И не только «казаться» не относится к сфере лидерства — «показатели» тоже явно не отсюда. Слишком часто мы пытаемся искать лидеров среди тех, кто наращивает прибыль и достигает поставленных целей. Но фундаментальная основа любого лидера не состоит в том, чтобы сегодня выполнять те же задачи, какие и вчера, только более эффективно: ему следует радикально пересмотреть саму постановку задачи. Пьер Омидьяр, основатель eBay, едва ли сумел бы преуспеть на аукционах Sotheby's. Джимми Уэйлс, соучредитель Wikipedia, скорее всего, провалился бы в роли главного редактора Encyclopædia Britannica. Крейг Ньюмарк, создатель Craigslist, вряд ли сгодился бы на роль издателя газеты рекламных объявлений.
Лидеров такого калибра придется искать не среди самых успешных предпринимателей, а среди тех, кто бросает вызов современным представлениям о предпринимательстве как таковом. А пока мы выводим на высшие должности «по показателям», стоит ли удивляться, что мы получаем все больше посредственных руководителей?