Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сможете ли вы быть членом совета директоров?

Стейси Смит

Многие топ-менеджеры мечтают попасть в совет директоров той или иной корпорации. Но к любому приглашению такого рода следует отнестись с большой осторожностью. В деловом мире полным-полно менеджерских советов для компаний по отбору членов совета, но сами кандидаты подчас не получают никаких подсказок: в каких случаях им следует принимать предложение, а когда лучше вежливо отказаться.

В прошлые десятилетия это решение давалось проще, потому что место в совете зачастую было в чистом виде синекурой, но сегодня это большая, порой даже пугающая ответственность. Совет директоров играет ключевую роль при определении стратегии и назначении высшего руководства компании. От него ждут решений, которые помогут компании управлять рисками во все более усложняющейся глобальной среде и без ущерба лавировать среди подрывных инноваций, грозящих разрушить существующие бизнес-модели.

С другой стороны, члены совета директоров подвергаются такой пристальной проверке, какой они никогда прежде не знали. Скандалы,подобные тем, что случились с Enron и MCI, и глобальные финансовые кризисы вызвали соответствующую реакцию на государственном уровне. Например, в тех же Штатах были приняты законы Сарбейнза — Оксли Додда — Франка, введена целая система новых правил отчетности, требований, компетенций и наказаний. Акционеры тоже проявляют активность, оказывая серьезное влияние на совет директоров.

Эти факторы существенно повысили риски для членов совета, и теперь кандидату на такую высокую должность стоит задать себе, прежде чем принять предложение, четыре вопроса.

Первый: так ли я увлечен этим бизнесом?

Чтобы стать членом совета, требуются не только знания, но и глубочайшая уверенность в миссии и задачах организации. Если единственный стимул — деньги, лучше зарабатывать их иным способом, а не в совете директоров: большая должность — большие обязанности, слишком серьезна ответственность, чтобы лицемерить — да и разоблачат вас довольно скоро.

В последние два года инвесторы боролись с Darden Restaurants, Abercrombie & Fitch, Office Depot, DuPont и другими компаниями, вынудив их ввести в совет директоров авторитетных экспертов. Иными словами: современный член совета директоров должен быть искренне увлечен этим делом, обладать огромным опытом и серьезной мотивацией, чтобы решать проблемы, консультировать руководство и налаживать отношения с акционерами и другими заинтересованными сторонами.

Второй: насколько конкурентоспособна эта фирма?

Кандидат должен задать себе вопрос, обладает ли компания уникальным конкурентным преимуществом, которое позволит ей стать лидером всей отрасли. Возможно, это продвинутые технологии, особая корпоративная культура, революционный продукт — новый член совета должен выявить такое преимущество и поверить в него.

На первый взгляд кажется, что задача не так уж сложна, однако исследования показали: многие члены совета директоров не могут в точности сформулировать стратегию компании и модель создания стоимости. В отчете McKinsey за 2013 год отмечено, что лишь 34% директоров уверено в том, что совет, в котором они состоят, понимает текущую стратегию, и лишь 22% — вполне представляет себе, каким образом компания создает добавленную стоимость и ценность на рынке.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте