Психология

Тони Фернандес: «Раз в месяц я работаю грузчиком»

Анастасия Миткевич
airasia.com

Основателя авиакомпании AirAsia Тони Фернандеса иногда называют азиатским Ричардом Брэнсоном. Истории успеха Фернандеса и Брэнсона действительно похожи. Убедиться в этом смогли посетители проходившего в Москве бизнес-форума «Атланты», где Фернандес выступил с лекцией. Мы публикуем наиболее интересные ее фрагменты.

Когда я учился в Лондоне, меня очень тянуло домой. Я позвонил как-то маме и спросил, могу ли я приехать на каникулы, но она сказала, что летать очень дорого, поэтому пока такой возможности нет. Я тогда мечтал о дешевом прямом рейсе из Лондона в Куала-Лумпур. И вот когда AirAsia запустила этот рейс, я специально приехал к тому месту, где учился, и оттуда на такси поехал в аэропорт и улетел в Малайзию. Это был очень трогательный момент для меня.

Я работал в музыкальной индустрии, но всегда хотел открыть бюджетные авиалинии. И однажды я понял, что пора идти навстречу мечте. У меня было всего $500 тысяч, я нашел убыточную компанию и купил ее за 25 центов. Это было 8 сентября 2001 года, а уже 11 сентября случились теракты с башнями-близнецами в Нью-Йорке. Мой партнер меня тогда спросил: «Мы точно хотим этим делом заниматься после 11 сентября?» Но я не стал отказываться, ведь люди все равно летают и будут продолжать летать.

Мне досталась компания с двумя самолетами и 254 перепуганными сотрудниками, которые до этого видели меня в разных музыкальных шоу и не представляли, как я буду управлять компанией. Сейчас у нас уже 205 самолетов. В первый год мы перевезли 200 тысяч пассажиров, в этом году будет уже 60 миллионов. Уже восемь раз нам присуждали звание лучшего лоукостера. Мы решили летать туда, где раньше в принципе не было авиарейсов.

Нет ничего более важного для компании, чем ее персонал. И самая распространенная ошибка – не использовать таланты ваших сотрудников. В компании сейчас 17 тысяч человек, при этом у нас очень плоская иерархическая структура, и у каждого сотрудника есть мой прямой телефонный номер. Почему? Потому что я предпочитаю, чтобы на меня работали мозги не 10 человек, а 17 тысяч. Обычно ведь головой работают только топ-менеджеры, а все остальные руками. Наш залог успеха – это фантастическая мотивация и бешеная энергетика. Каждый приносит пользу компании и может почувствовать себя совладельцем.

Нельзя быть успешным руководителем, если ты постоянно сидишь в офисе. Очень важно регулярно спускаться «в поле», чтобы понять, что там на самом деле происходит. Раз в месяц я работаю либо грузчиком на багажной ленте, либо на стойке регистрации, либо бортпроводником. У нас был как-то такой случай. Мои сотрудники попросили купить новые автоматические погрузчики для багажа. В тот момент я не мог выделить на это деньги, и вот когда я в очередной раз пошел работать в аэропорт, меня специально поставили грузчиком. Я чуть не надорвал спину и по окончанию смены уже знал, что купить новые погрузчики надо обязательно. Если бы я сидел в офисе, я бы просто угробил здоровье своим сотрудникам, даже не зная об этом.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте