Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Истинная причина нежелания проявлять инициативу кроется в истории России»

Дэнни Перекальски
пресс-служба OZON.ru

Свою карьеру нынешний генеральный директор OZON.ru Дэнни Перекальски начинал в Израиле, а затем переехал в Россию. Здесь он в разное время работал в компаниях Nielsen, Metro и «Дикси». Два года назад Перекальски стал заместителем гендиректора OZON.ru, а чуть больше года назад возглавил компанию. По просьбе «HBR — Россия» Перекальски рассказал о том, чем отличается бизнес в России и Израиле и почему необходимо постоянно меняться.

Принципы ведения бизнеса в России и Израиле совершенно разные, это обусловлено, в первую очередь, масштабами стран. Израиль — это маленькая страна, где, кажется, будто все знакомы. В России география сложнее, но создается огромный потенциал внутри страны, в Израиле такой потенциал может быть только за ее пределами. Вообще Израиль — очень динамично развивающаяся страна, в ней много стартапов, которые этому развитию способствуют. Мне кажется, что там и работают больше. Это видно даже на примере отпусков, если в России это 28 дней в году, то в Израиле всего 12.

Истинная причина нежелания проявлять инициативу в российских компаниях, как мне кажется, кроется в истории России. Долгое время все заранее решалось наверху и люди боялись что-то сказать. В Израиле бизнес более гибкий, чем в России, значительно больше инициативы исходит от коллег. Здесь я тоже стараюсь поощрять подобное отношение к делу.

Еще одно отличие — в Израиле чувствуется довольно позитивная атмосфера. Русские более закрыты поначалу, но после определенного времени совместной работы открываются, я это наблюдаю на примере своих коллег. Я работаю здесь два с половиной года и чувствую сейчас более открытую атмосферу. И в «Дикси», где я работал ранее, и здесь нужен примерно год, чтобы выйти на уровень открытости, для которого в Израиле нужен всего месяц. Хотя сейчас в Москве все быстро меняется: люди стали чаще улыбаться и научились получать удовольствие от своей работы, появляется больше ответственности и понимание, что работа помогает саморазвиваться.

Для меня важно непрерывное развитие людей и бизнеса, я не могу видеть мир вокруг без изменений. Когда я пришел в OZON.ru, я сначала анализировал недостатки и преимущества сайта, важно было понять, удобен ли он для наших клиентов и что нужно изменить, каких товаров не хватает в линейке. Также я занимался рекламой и маркетингом, в моей команде было 700 человек (всего сейчас в компании работает 3000 человек). Я понимал, что прежде всего необходимо заслужить доверие команды и показать людям, что изменения это не страшно, они помогают развиваться. Конечно, для этого нужно время — год или полгода. Обычно этого достаточно, чтобы люди поняли, что изменения полезны. Когда приходит такое осознание, уже никто не хочет стоять на месте, такое мышление становится ДНК компании.

Первое и самое важное, что нам удалось сделать — стать ближе к покупателю, это помогает понять, что нужно делать дальше и как улучшать работу. Чтобы понимать, как протекают процессы внутри компании, я и команда директоров периодически ездим с курьерами и доставляем заказы покупателям, а каждый квартал я провожу в колл-центре полдня. Первый раз люди боялись, думали, что я буду их проверять, на второй раз поняли, что я пришел слушать покупателей, потом встречали с улыбкой. То же самое было и с курьерами.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте