Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Думайте о хорошем: почему важно закончить день без негативных мыслей

Джойс Боно , Тереза Гломб
hbr.org

В течение рабочего дня мы неизбежно сталкиваемся как с приятными, так и с неприятными ситуациями. Большинство из нас запоминает в основном (или даже исключительно) те события, которые вызвали отрицательную реакцию. Именно о них мы рефлексируем, рассказываем другу по дороге домой, их обсуждаем по вечерам с нашими супругами. Иногда приятно поговорить о неприятном и, как нам часто кажется, — полезно.

Если бы кто-нибудь предложил вам думать только о хорошем, вы бы, вероятно, пришли в раздражение. У многих людей подобная «игра в радость» прочно ассоциируется со стремлением неопытных менеджеров выжать еще немного сил из своих подчиненных. Также она напоминает нам плакаты с надписью «Улыбайтесь!» в центрах обработки клиентских звонков.

Люди в массе своей не осознают, что даже в небольшом количестве положительные эмоции представляют для них огромную ценность. С их помощью можно снять стресс, включая его физические проявления, такие как головная боль и мышечное напряжение. Они позволяют нам эмоционально «отделиться» от работы, когда она закончилась.

Исследование, которое мы провели, показало, что, систематически вспоминая о приятных событиях, мы приносим пользу своему здоровью. Поэтому, вместо того чтобы постоянно прокручивать в памяти различные неприятности, попробуйте «смаковать» — мысленно возвращаться, наслаждаться и делиться с другими — те маленькие радости, которые случились с вами за день.

Для подавляющего большинства людей это весьма непростое занятие. Эволюция и необходимость выживания сформировали природу человека таким образом, что мы невольно заостряем внимание прежде всего на отрицательном опыте. К тому же люди так быстро привыкают к хорошему в своем окружении, что перестают его замечать. Тем не менее обе эти тенденции можно преодолеть при помощи небольшого вмешательства в привычное течение жизни.

Чтобы выяснить, какое воздействие на рабочую обстановку оказывает принцип, известный как «три приятных события», мы провели один эксперимент. Доказано, что это упражнение повышает настроение людей, находящихся в легкой депрессии, однако нам важно было понять, помогает ли оно снять стресс здоровым сотрудникам.

Наша команда, состоящая из Уинни Шен (Университет Южной Флориды), Юджин Ким (Технологический институт Джорджии) и Аманды Кох (Human Resources Research Organization), работала с сотрудниками амбулаторных клиник семейной медицины (медсестрами, ассистентами, работниками приемной). Мы попросили участников эксперимента, которые понятия не имели о цели нашего исследования, в конце каждого рабочего дня заходить на наш сайт и проходить составленный нами «опрос». От них требовалось уделить 5—10 минут своего времени, чтобы рассказать о больших или маленьких, личных или связанных с работой, но главное — приятных событиях дня и объяснить, почему эти события вызвали у них положительные эмоции.

Ответы, которые мы получили, сильно отличались друг от друга: кто-то рассказывал о вкусном угощении, принесенном на работу одним из сотрудников, и радости по поводу конца рабочей недели, а кто-то содержательные истории о взаимодействии с коллегами или пациентами, в результате которого люди начинали гордиться собой и своими поступками. Например, одна медсестра написала, что сегодня получила похвалу от доктора. Почему? «Потому что «уверенно и четко среагировала на чрезвычайную ситуацию и помогла пациенту справиться с приступом».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте