Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Оставьте стресс на работе

Мишель Гилан
Фото: Branden Tate / Unsplash

Беспомощно наблюдать, как кто-то страдает от перенапряжения и профессионального выгорания, — отвратительное чувство. Однако такова реальность для многих состоящих в браке профессионалов, замечающих, как их вторые половины живут под гнетом постоянных требований начальства. В процессе нашей работы с сотрудниками из многих компаний, входящих в список Fortune 100, чаще всего они задавали вопрос «Как я могу помочь моему партнеру справиться со стрессом?».

Я прекрасно понимаю их переживания, поскольку недавно столкнулась с такой же ситуацией. Мы с моим мужем, Шоном Ачором — счастливо женатая пара исследователей феномена счастья (при этом должна признаться, что мы не все время счастливы). Мы не только работаем вместе, но и на равных занимаемся домашним хозяйством. Прошлой весной Шону приходилось трудиться одновременно на трех фронтах: заканчивать рукопись своей новой книги, регулярно выступать с лекциями в различных компаниях и при этом оставаться внимательным и замечательным отцом нашего трехлетнего сына. И это было уже слишком. Разумеется, у него начал постепенно накапливаться стресс. Он чувствовал, что у него ни на что не хватает времени — даже на поход в спортзал или встречу с друзьями. Я перепробовала все, чтобы помочь мужу: пыталась приободрить его, поощряла посиделки с друзьями и тренировки, неделями одна укладывала сына, чтобы дать Шону передышку. Учитывая, что все мои старания были лишь кратковременными мерами, я начала задумываться, какие долговременные, надежные подходы можно было бы применить для снижения уровня стресса.

Оказывается, ответ на вопрос, как помочь нашим любимым справиться со стрессом от работы связан — как ни удивительно —  с тем самым местом, где стресс и формируется, то есть с работой. В частности, проблема в существующей системе состоит не только в том, что на профессионалов оказывается избыточное давление, побуждающее их делать больше за меньшее количество времени, а в том, что мы не можем создать устойчивую защитную атмосферу дома. Но, глубоко вникнув в стратегию компаний по созданию позитивной корпоративной культуры, мы можем разработать свою собственную позитивную культуру за пределами офиса. Концентрируясь на задаче усиления семейной культуры, мы даем телу и мозгу шанс расслабиться и восстановиться.

Мы видели, как положительно сказываются на благополучии и производительности наших клиентов инициативы компаний, ответственно подходящих к созданию и поддержанию позитивной корпоративной культуры. Например, UnitedHealth Group создала добровольное подразделение из 6 тысяч амбассадоров организации, занимающихся продвижением в компании положительных практик. В их числе — инициативы по поиску своих сильных сторон и их регулярному использованию в рабочем процессе, что должно способствовать повышению удовлетворенности работой. Президент одной крупной страховой компании национального масштаба приписывает себе создание практики утренних совещаний, на которых сотрудники могут рассказать о своих успехах и предложить помощь коллегам. Это нововведение помогло за 18 месяцев увеличить валовую выручку более чем на $300 млн.

Но вам не нужны официальные программы и крупные инициативы, чтобы повлиять на культуру. Способствовать формированию сплоченности и чувства принадлежности к коллективу могут и простые жесты вроде открытки со словами похвалы или подарочного сертификата на чашку кофе в качестве благодарности коллеге.

Как вы догадываетесь, тема позитивной культуры представляет для нас не только профессиональный интерес как для исследователей счастья, но и личный. Мы оба часто «приносили» стресс с работы в дом и обильно делились им друг с другом. Конечно, нам пока не удалось полностью избавиться от этой привычки, но вот несколько идей, которые должны помочь создать и поддерживать позитивную обстановку дома.

Проведите «собрание акционеров». Намерение — залог успеха; формирование культуры начинается с обсуждения в кругу семьи ценностей, стресса и мирной обстановки. Соберите домашних и обсудите, какую атмосферу вы хотели бы создать. Определите общие ценности, разработайте совместный план — и вы постепенно начнете жить в соответствии с домашней стратегией. Главное — договориться, как вы будете вместе создавать атмосферу, которая поможет вам расслабиться и восстановиться. На нашем «собрании акционеров» мы решили среди прочего больше не говорить про работу после 5 часов вечера или по выходным.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте