Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно знать о рейтингах устойчивого развития

Джон Мэндик , Сильда Уолл Спитцер
Фото: JORG GREUEL/GETTY IMAGES

Советы директоров должны найти новый и безотлагательный способ решать вопросы устойчивого развития. В противном случае инвесторы обвинят их в бездействии. Очередным свидетельством растущего внимания к устойчивому развитию со стороны сообщества инвесторов стало объявление компании Yahoo в 2018 году, что она начнет публиковать рейтинги компаний фондового рынка, придерживающихся принципов устойчивого развития. Чтобы выполнить свои обязательства, совет директоров каждой попавшей в рейтинг компании должен «в совершенстве овладеть устойчивым развитием». Первый шаг — понимание оценок устойчивости (или ESG-оценок): как они получены, что они отображают и как их должны использовать различные заинтересованные стороны. Ниже мы приводим справочную информацию о таких оценках и объясняем, что они означают для директоров.

Рейтинги устойчивого развития

Сегодня «устойчивое развитие» служит довольно туманным условным обозначением поддержания экологического баланса, в том числе за счет предотвращения нанесения вреда окружающей среде и предупреждения истощения природных ресурсов. В мире бизнеса и инвесторов «устойчивое развитие» рассматривается и оценивается в трех отдельных категориях: экологическая, социальная и управленческая устойчивость (такой подход называют ESG по первым буквам английских слов environmental, social и governance — прим. ред.). Раскрываемые экологические сведения включают в себя показатели по выбросам парниковых газов, использованию воды, обращению с отходами и другую похожую информацию. В социальные сведения входят вопросы кадрового разнообразия, трудовые отношения, безопасность продукции, здоровье и безопасность сотрудников, развитие сообществ. Информация об устойчивости в управлении включает вопросы этики, многонациональности и принципов формирования составов советов директоров, прав акционеров, взаимодействия в системе поставок и другое.

Несмотря на то, что в последние несколько лет некоторые члены советов директоров действительно «в совершенстве овладели устойчивым развитием», многие руководители в бизнесе не чувствовали необходимости понимать концепцию устойчивого развития и ESG или проводить обучение совета директоров по этому вопросу. Корпорации, которые используют принцип устойчивости и соответствующие показатели, делают это, как правило, добровольно: либо исходя из своих стратегических бизнес-целей (потому что они считают, что это становится обычной практикой среди лидеров отрасли и их конкурентов), либо потому, что предоставлять сведения по ESG они обязаны по закону.

Существуют разные подходы к оценке устойчивого развития. Они создаются извне третьими лицами и основаны на предоставленной компаниями информации в трех категориях ESG. Как правило, чем больше информации разглашает компания, тем выше балл она получает за ESG. Так прозрачность как аспект эффективного управления делает поведение бизнеса более измеримым. Хотя этот процесс и не полностью регламентирован, обычно он состоит из трех этапов.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте