Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Остановить харассмент

Александра Калев , Фрэнк Доббин
Фото: Craig Cutler

Термин «сексуальный харассмент» распространился в научных кругах в 1970-е годы, а в 1977-м закрепился как юридическое понятие. В тот год американская феминистка и правовед Кэтрин Маккиннон выдвинула тезис о том, что домогательства на рабочем месте представляют собой дискриминацию по половому признаку, которая запрещена Законом о гражданских правах 1964 года. Ранее федеральные судьи отклоняли этот аргумент, однако уже к 1978 году три суда согласились с мнением Маккиннон, а в 1986-м справедливость тезиса подтвердил и Верховный суд США.

Переломный момент в отношении к харассменту наступил в 1991 году, когда Верховный суд проводил слушания по кандидатуре Кларенса Томаса. Анита Хилл заявила, что Томас домогался ее, когда она была его ассистенткой в Комиссии по соблюдению равноправия при трудоустройстве. Показания Хилл передавались по телевидению и раскрыли обществу глаза на проблему сексуального харассмента, после чего многие женщины решились рассказать свои истории. Осознав масштаб проблемы и задумавшись о возможных юридических и репутационных последствиях, многие организации решили бороться с харассментом. Они действовали стремительно. К 1997 году 75% американских компаний разработали обязательные тренинги для всех сотрудников, на которых людям ­объясняли, какие действия запрещены законом и как жаловаться на них, а 95% фирм внедрили процедуры подачи и рассмотрения жалоб на харассмент и просьб об устных разбирательствах. Казалось, что тренинги и ­процедуры пойдут на пользу как сотрудникам, так и работодателям, поэтому в 1998 году Верховный суд в ходе двух разных процессов пришел к выводу, что для защиты от исков, связанных с харассментом, компаниям стоит внедрить и то и другое.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте