Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что лучше: попросить спасти планету или попросить увеличить выручку?

Мэттью Аменгуаль , Эван Апфельбаум
Фото: MicroStockHub/Getty Images

Людей вдохновляет мысль, что, занимаясь своим делом, они помогают обществу стать лучше: помогают защищать окружающую среду, бороться с бедностью, двигаться к социальной справедливости. Недавно выяснилось, что эта идея может быть мощным мотиватором. Прежнее монолитное представление о мотивации персонала, согласно которому единственный ее механизм — финансовое поощрение, вызывает немало вопросов. Есть ряд исследований, показывающих, что, если привязать должностные обязанности сотрудников к общественно полезным начинаниям, это может мотивировать сильнее, чем зарплата или премии. Сотрудники хотят считать себя хорошими людьми и работать на организации, положительно влияющие на мир. Поэтому, если их действия способствуют общественному благу, они могут работать прилежнее, дольше и даже за меньшее вознаграждение.

Значит, неудивительно, что свои попытки мотивировать персонал внедрением беспроигрышных практик, которые и обществу полезны, и для компании прибыльны, многие руководители считают нужным увязывать с лозунгами заботы об общественном благе. Если нужно убедить сотрудников экономить электричество на работе или водителей служб доставки — не допускать длительной работы двигателя на холостом ходу, призыв «Помогите сохранить жизненно важные ресурсы планеты» кажется более убедительным, чем «Помогите сохранить жизненно важные ресурсы нашей компании».

Но так ли это на самом деле? Разумеется, прагматические обоснования для изменения поведения кажутся не такими похвальными и привлекательными, как призывы заботиться об общественном благе. Но они очень ясно показывают, что организация искренне раскрывает свои мотивы. Если вы утверждаете, что вами движет стремление сделать этот мир лучше, ваши сотрудники могут сомневаться, правда ли это. Если же вы изложите простые, практические обоснования, это вызовет меньше вопросов и недоверия. Поэтому нам стало интересно, как лучше мотивировать сотрудников: вызывая у них чувство, что в их действиях есть высший смысл, важный для общественного блага, или предлагая им более банальные, но искренне звучащие причины менять свое поведение?

В своем исследовании мы постарались ответить на этот вопрос, проанализировав программу по изменению поведения в одном крупном университете. То, что мы обнаружили, противоречит расхожему мнению.

Об авторах

Мэттью Аменгуаль (Matthew Amengual) — политолог и доцент в школе бизнеса Саида Оксфордского университета.

Эван Апфельбаум (Evan Apfelbaum) — специалист по социальной психологии и доцент школы бизнеса Квестром Бостонского университета.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте