Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Будущее зависит от совета директоров

Джудит Штреле , Колин Майер , Мэри Джонстоун-Луи , Роберт Экклз
Фото: Marlies Plank

Устойчивое развитие становится главным трендом в корпоративном мире. Инвесторы все лучше понимают, что забота компании о показателях ESG (экологической, социальной и корпоративной ответственности) напрямую влияет на ее долгосрочную прибыльность. И сегодня под «инвестированием» уже подразумевается «устойчивое инвестирование». Большинство глав компаний признают, что в корпоративной стратегии должны учитываться вопросы ESG. Но есть одна группа лиц, которая упорно препятствует революции устойчивого развития: это советы директоров. К сожалению, советы, которые должны заботиться о будущем, часто тянут компании назад, следуя устаревшей стратегии краткосрочной максимизации стоимости.

В 2019 году PwC опросила более 700 директоров публичных компаний и выяснила, что 56% из них убеждены: советы тратят слишком много времени на вопросы устойчивого развития. Отчасти такая недальновидность может быть вызвана недостатком многообразия в составах советов. Большинство директоров — белые мужчины с примерно одинаковым бэкграундом. Многие из них — бывшие топ-менеджеры, вышедшие на пенсию еще в то время, когда связь между ESG и финансовыми показателями не казалась очевидной. Но главная проблема в том, что до недавнего времени советы директоров не были обязаны решать вопросы устойчивого развития; они занимались вопросами комплаенса при участии управляющих делами, а также внутренних и внешних юристов.

Идея «корпоративного предназначения» побуждает совет директоров уделять больше внимания теме ESG и ориентировать компанию на долгосрочный успех. Четкая и убедительная миссия должна двигать каждым шагом компании: только так можно усилить положительное воздействие на общество и окружающую среду. Без ясного предназначения у компании не может быть стратегии устойчивого развития, а инвесторы не смогут получать устойчивую прибыль. Ответственность за выбор предназначения должна лежать на совете директоров, поскольку он обязан учитывать интересы разных поколений, выходя за рамки срока полномочий руководящей команды.

Наше исследование о роли предназначения в корпоративном управлении включало подробные интервью с членами советов, топ-менеджерами и владельцами более 100 корпораций из разных отраслей в более чем 20 странах. Мы провели его в рамках Enacting Purpose Initiative — проекта Оксфордского университета при участии Калифорнийского университета в Беркли, инвестиционной фирмы Federated Hermes, юридической компании Wachtell, Lipton, Rosen & Katz и Британской академии. В ходе проекта авторитетные ученые и практики из США и Европы проводили исследования и вырабатывали рекомендации, как увязать корпоративное предназначение со стратегией и эффективностью.

Главным итогом стало создание руководства, призванного помочь советам директоров реализовать корпоративное предназначение. Идея руководства под названием SCORE была предложена Рупертом Янгером, директором Центра корпоративной репутации в Оксфордском университете и руководителем проекта Enacting Purpose Initiative. В SCORE дается пять советов: упрощай (Simplify), соединяй (Connect), признавай (Own), вознаграждай (Reward) и поясняй (Exemplify). Опираясь на них, совет директоров сможет сформулировать и улучшить долгосрочное ценностное предложение и его составляющие.

УПРОЩАЙ

Реализация предназначения начинается с понимания того, что это такое. Вот почему формулировка должна быть простой и достаточно прямолинейной, чтобы ее поняли все сотрудники, участники цепочки поставок и прочие стейкхолдеры.

Как говорить о корпоративном предназначении? Для начала совету директоров было бы неплохо опубликовать заявление о предназначении, подписанное всеми его членами. Подготовить черновик заявления должны председатель совета и комитет по корпоративному управлению. В документе нужно прописать, как компания будет создавать ценность, удовлетворяя потребности общества. Кроме того, необходимо признать негативные последствия работы компании, которые необходимо смягчить, чтобы сохранить поддержку людей и право на ведение бизнеса. Заявление должно содержать уникальный посыл, а не общие слова, которые могли бы прозвучать из уст любого конкурента. Если эти условия будут выполнены, заявление станет мощным средством выражения взглядов компании на долгосрочное создание ценности, даже в проблемной отрасли.

Глобальная инвестиционная фирма EQT формулирует свое предназначение так: «Обеспечить будущее компаний и оказывать положительное воздействие». Под обеспечением будущего в EQT понимают предвидение того, что поможет компаниям преуспеть в условиях растущего давления общества и экологов. В одностраничном заявлении, которое было опубликовано в отчете за 2019 год, фирма объясняет свое желание «быть больше, чем капиталом». EQT стремится к тому, чтобы каждая инвестиция отвечала не только финансовым целям, но и целям ООН по устойчивому развитию. Основатель компании Конни Йонссон рассказал нам, что составить заявление было ­довольно легко, а его опубликование объединило топ-менеджеров, директоров и инвесторов вокруг приоритетов компании. «Для нас подписание заявления стало выражением нашей изначальной позиции», — объяснил он.

СВЯЗЫВАЙ

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте