Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Сила экосистемы: что поможет корпорациям во время кризиса
Говард Ю , Марк ГривенОбычная компания не может быстро изменить бизнес-модель и найти новые источники дохода. Разные ее отделения структурно связаны друг с другом, и перестраивать эту структуру слишком дорого. В результате она похожа на пирамиду — внушительную и устойчивую, но негибкую и ломкую.
Коронавирус вскрыл уязвимость компаний, конкурентное преимущество которых основано на уникальных физических активах. К ним относятся не только авиакомпании или круизные линии, но физические магазины или заводы. Некоторым заводам удалось быстро перепрофилироваться и начать выпуск медицинского оборудования (хирургических масок, антисептиков или аппаратов ИВЛ), но это даст им лишь временное преимущество.
Однако есть и другая группа компаний, которая может действовать быстрее. Примерно десяток корпораций ведут борьбу за рынки, не замечая отраслевых границ. Возьмем, к примеру, Alibaba Group, которой принадлежит не только крупнейший интернет-магазин Китая, но и самая дорогая в мире финтех-компания (Ant Financial), глобальная логистическая сеть (Cainiao), огромная платформа цифрового здравоохранения (Alibaba Health), сервис облачных вычислений (Aliyun) и компании во многих других сферах. Японская компания Recruit Holdings начинала c HR и найма, но теперь ей принадлежат самые разные бизнесы в сферах туризма, общепита, образования, продажи подержанных автомобилей и онлайн-платежей. Преимущество Alibaba Group и Recruit Holdings заключается в том, что они используют свои партнерства, инвестиции и альянсы, чтобы постоянно адаптировать свое предложение под изменения клиентской базы. Мы называем это «преимуществом экосистемы». В последние месяцы такие компании (к их числу можно также отнести американскую Amazon или китайскую JD.com) быстро набирают работников, чтобы ускорить свой рост.
У ИТ-корпораций есть естественное преимущество, но и традиционные игроки могут добиться успеха. Например, вторая по размеру страховая компания мира Ping An потратила 10 лет на строительство экосистемы в пяти сферах: финансы, недвижимость, транспорт, здравоохранение и умный город. Подразделение страхования жизни сильно пострадало от коронавируса, зато ее отдел цифровых услуг (похожий на Amazon Web Services, но более заточенный на финансовый сектор) привлек новых B2B-клиентов, в том числе более 30 банков. В феврале 2020 года в Ping An объявили о планах увеличить инвестиции в технологии во время кризиса. «Борьба с эпидемией подчеркивает роль технологий в трансформации страны и ее промышленности», — говорил Питер Ма Минчжэ, основатель и на тот момент председатель совета директоров Ping An Group.
Особую силу экосистеме Ping An придает «полный набор» взаимосвязанных, но автономных компаний, работающих в секторах, смежных с основным финансовым бизнесом корпорации. Они создают множество потоков прибыли и удовлетворяют самые разные потребности клиентов, так что одно отделение компании легко может привлечь клиентов другого. Ping An стоят за крупнейшими платформами Китая в здравоохранении, продаже подержанных автомобилей, недвижимости, решениях для умного города и управлении частным капиталом. Поэтому даже во время кризиса, когда потребности клиентов сильно меняются, они все равно могут найти все необходимое внутри экосистемы Ping An.