Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сила экосистемы: что поможет корпорациям во время кризиса

Говард Ю , Марк Гривен
Фото: Hiroshi Watanabe/Getty Images

Обычная компания не может быстро изменить бизнес-модель и найти новые источники дохода. Разные ее отделения структурно связаны друг с другом, и перестраивать эту структуру слишком дорого. В результате она похожа на пирамиду — внушительную и устойчивую, но негибкую и ломкую.

Коронавирус вскрыл уязвимость компаний, конкурентное преимущество которых основано на уникальных физических активах. К ним относятся не только авиакомпании или круизные линии, но физические магазины или заводы. Некоторым заводам удалось быстро перепрофилироваться и начать выпуск медицинского оборудования (хирургических масок, антисептиков или аппаратов ИВЛ), но это даст им лишь временное преимущество.

Однако есть и другая группа компаний, которая может действовать быстрее. Примерно десяток корпораций ведут борьбу за рынки, не замечая отраслевых границ. Возьмем, к примеру, Alibaba Group, которой принадлежит не только крупнейший интернет-магазин Китая, но и самая дорогая в мире финтех-компания (Ant Financial), глобальная логистическая сеть (Cainiao), огромная платформа цифрового здравоохранения (Alibaba Health), сервис облачных вычислений (Aliyun) и компании во многих других сферах. Японская компания Recruit Holdings начинала c HR и найма, но теперь ей принадлежат самые разные бизнесы в сферах туризма, общепита, образования, продажи подержанных автомобилей и онлайн-платежей. Преимущество Alibaba Group и Recruit Holdings заключается в том, что они используют свои партнерства, инвестиции и альянсы, чтобы постоянно адаптировать свое предложение под изменения клиентской базы. Мы называем это «преимуществом экосистемы». В последние месяцы такие компании (к их числу можно также отнести американскую Amazon или китайскую JD.com) быстро набирают работников, чтобы ускорить свой рост.

У ИТ-корпораций есть естественное преимущество, но и традиционные игроки могут добиться успеха. Например, вторая по размеру страховая компания мира Ping An потратила 10 лет на строительство экосистемы в пяти сферах: финансы, недвижимость, транспорт, здравоохранение и умный город. Подразделение страхования жизни сильно пострадало от коронавируса, зато ее отдел цифровых услуг (похожий на Amazon Web Services, но более заточенный на финансовый сектор) привлек новых B2B-клиентов, в том числе более 30 банков. В феврале 2020 года в Ping An объявили о планах увеличить инвестиции в технологии во время кризиса. «Борьба с эпидемией подчеркивает роль технологий в трансформации страны и ее промышленности», — говорил Питер Ма Минчжэ, основатель и на тот момент председатель совета директоров Ping An Group.

Особую силу экосистеме Ping An придает «полный набор» взаимосвязанных, но автономных компаний, работающих в секторах, смежных с основным финансовым бизнесом корпорации. Они создают множество потоков прибыли и удовлетворяют самые разные потребности клиентов, так что одно отделение компании легко может привлечь клиентов другого. Ping An стоят за крупнейшими платформами Китая в здравоохранении, продаже подержанных автомобилей, недвижимости, решениях для умного города и управлении частным капиталом. Поэтому даже во время кризиса, когда потребности клиентов сильно меняются, они все равно могут найти все необходимое внутри экосистемы Ping An.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте