Корпоративный опыт

Каким должен быть эффективный ИТ-менеджер

Мария Григорьева
Фото: wocintechchat.com / Unsplash

Сегодня топ-менеджмент компаний во всех отраслях делает значительные инвестиции в новые технологии. Однако далеко не всегда у них получается добиваться полной окупаемости и генерации новых видов бизнес-пользы: роста выручки, скорости вывода новинок на рынок, сокращения издержек.

Так происходит по целому ряду причин: от отсутствия компетенций для качественного масштабирования успешных пилотных проектов до недостатка стратегического видения и отсутствия правильного управления. Чтобы успешно взращивать и масштабировать инновации, следует учитывать три основных направления: внедрение ключевых технологий, проникновение технологий глубоко в практику, а также вопросы организации и культуры этих процессов. Определяющий фактор для всех трех направлений — наличие системного мышления в области инноваций у ИТ-менеджеров, руководящих цифровыми преобразованиями.

Роль личности в ИТ-истории

Практически любой современный ИТ-проект, будь то внедрение системы, миграция на новую платформу или разработка ПО — бушующее море. Во время путешествия по нему происходит всякое: подчас это совершенно непредвиденные события, поведение ключевых исполнителей или спонсоров проекта. По этой причине роль управляющего ИТ-проектом сегодня практически невозможно переоценить. Менеджер ИТ-проекта — это человек, на котором замыкаются все коммуникации, решения, финальная и поэтапная ответственность и отчетность по проекту. Перечислим ключевые навыки, необходимые такому ИТ-менеджеру.

1. Навыки лидерства и делегирования полномочий

Управление сотрудниками требует большего, чем просто указывать людям, что делать. Компетентный ИТ-менеджер будет поддерживать позитивную атмосферу, которая помогает сотрудникам сохранять рабочий настрой при выполнении своей работы. Лидерство также включает в себя подачу хороших примеров, предоставление полезной обратной связи и умение строить отношения.

Делегирование становится важнейшим навыком в напряженные месяцы работы. ИТ-менеджер, который пытается управлять каждым микроаспектом проекта, проигрывает коллеге, дающему сотрудникам право определять приоритеты и выбирать оптимальные способы достижения целей.

2. Продвинутые коммуникативные навыки

ИТ-менеджер должен уметь общаться с каждым сотрудником, если рассчитывает получать от коллектива максимум на проекте. Сильные коммуникативные навыки также могут поддерживать высокий уровень вовлеченности и интереса сотрудников к проекту при долгосрочных задачах.

Мы говорим о таких качествах, как активное слушание, приветливость, взвешенность в оценках и высказываниях, умение задавать вопросы по существу. Также следует обратить внимание на навыки невербального общения, такие как поддержание зрительного контакта, мимика и жесты.

Эффективный ИТ-менеджер умеет «думать на ногах», творчески преодолевая препятствия. Например, периодически требуется изучить новый язык программирования или создать решение для совершенно новых бизнес-задач компании. Иногда прорыв происходит в результате того, что ИТ-менеджер обращается за решением к специалистам из других областей или департаментов компании. Если один эксперт не может решить проблему, имеет смысл найти того, кто может посмотреть на нее под другим углом.

Для всего этого нужно уметь общаться. Умение управлять временем, проводить встречи с высокой эффективностью, управлять ожиданиями всех заинтересованных сторон — все это лучше всего делать в режиме «глаза в глаза», независимо от того, оказывает ли конкретный человек содействие переменам, или от него исходит жесткое сопротивление.

3. Способность определять приоритеты

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте