Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мигрень — это серьезно. Чем может помочь работодатель?

Оливия Бегассе де Даэм
Иллюстрация: Ricardo Tomás

Многие считают мигрень просто очень сильной головной болью. Однако в реальности мигрень — это хроническое заболевание, симптомы которого приносят гораздо больше ущерба здоровью, чем обычная головная боль. Приступы мигрени зачастую сопровождаются интенсивной болью, затруднениями в мышлении, ухудшением зрения, головокружением, тошнотой, повышенной чувствительностью к свету, звукам и запахам. Более того, согласно данным исследований, мигрень является одним из мощнейших факторов, приводящих к ухудшению качества жизни в долгосрочной перспективе. Уровень ее распространенности чрезвычайно высок: 47 млн американцев и более миллиарда людей по всему миру страдают от мигреней; при этом пик заболевания приходится на наиболее продуктивные в карьерном смысле годы (25—55 лет).

Распространенность заболевания и его негативное влияние на трудоспособность означает, что оно приводит не только к страданиям пациентов, но и к значительным убыткам. Свежих исследований довольно мало, но данные за последние пару десятилетий демонстрируют, что упадок продуктивности, вызванный мигренями, ежегодно обходится американским работодателям по меньшей мере в $13 млрд, а европейским — в €27 млрд. Сумма этих убытков за последние годы, вероятно, только возросла; некоторые из этих потерь связаны с отгулами и больничными, однако большая часть (89%) приходится на так называемый презентеизм (так называется ситуация, когда работник формально присутствует на работе, но его продуктивность снижена). Работники, страдающие от мигреней, в среднем пропускают 4,4 рабочих дня в год по причине приступов, а еще 11,4 дня они работают с пониженной продуктивностью, что может обходиться работодателям дороже, чем фактическое отсутствие на работе.

К счастью, существуют прикладные методы снизить ущерб от мигреней (как для бизнеса, так и для работника). В нашем недавнем исследовании мы проанализировали 26 научных статей, посвященных теме мигреней на рабочем месте, чтобы определить наиболее эффективные стратегии, которые позволят работодателям поддержать работников и повысить продуктивность.

Образовательные программы

Во-первых, мы обнаружили, что только за счет введения образовательных программ, посвященных мигреням, продуктивность повышается на 29—36%. Достигается это благодаря снижению количества дней, пропущенных из-за мигрени, и дней, проработанных с приступами мигрени, а также благодаря более высокой эффективности в дни, проработанные с мигренью. В образовательные программы входили такие элементы, как деловые обеды, вебинары, емейл-рассылки и онлайн-материалы, посвященные различным темам — например, разговорам с коллегами о мигренях, изменениям в образе жизни для облегчения симптомов, медикаментозной терапии.

Так, в одном из исследований изучалось влияние образовательных программ на продуктивность в трех американских компаниях. Эти организации предоставили своим работникам доступ к бесплатному информационному сайту и другим ресурсам и рассылкам, рассказывающим о мигрени, факторах ее возникновения и методах терапии. Исследователи обнаружили, что за шесть месяцев программы количество пропущенных рабочих дней по причине приступов мигрени снизилось на 25%, количество дней, отработанных с мигренью, снизилось на 32%, а сами работники отмечали повышение собственной продуктивности в дни с мигренью на 10%. В итоге программы привели к снижению на 34% совокупных издержек работодателя на каждого работника с диагностированной мигренью.

Такие программы не только предоставляют информацию для сотрудников, страдающих от мигреней, но и рассказывают о том, насколько серьезно и изнурительно это заболевание, и дестигматизируют необходимость брать больничный в связи с приступами мигрени. Согласно опросу почти 200 тыс. американских работников, только 22% считают мигрень достаточной причиной для того, чтобы не пойти на работу. Еще в одном исследовании обнаружилось, что работники, страдающие от мигреней, больше опасаются за свои рабочие места и менее уверены в своей продуктивности; это приводит к формальному присутствию (презентеизму) и снижению заработной платы. Рассказывая о мигренях и работникам, и их руководителям и коллегам, можно значительно снизить наносимый этим заболеванием вред.

Контроль мигрени

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте