Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Работаем!»: что помогает командам адаптироваться в критических ситуациях

Сайра Кристанчо
Фото: Steven Lelham / Unsplash

Многие организации бьются над решением вопроса, как всегда преуспевать в быстро меняющемся мире. В тот или иной момент они сталкиваются с проблемами, вынуждающими их менять привычный образ действий, чтобы всегда соответствовать ожиданиям. Некоторым это удается лучше, чем другим, и обычно все сводится к тому, насколько уверена организация в способности команд справляться с критической ситуацией. Чем отличаются команды, успешно восстанавливающиеся в случае резких изменений? Прошлые и продолжающиеся исследования показывают, что отчасти дело в роевом интеллекте.

Понятие роевого интеллекта относится к поведению децентрализованных и самоорганизующихся организмов. Именно благодаря нему муравьи, пчелы, птицы и рыбы демонстрируют высокоорганизованное коллективное поведение — например, когда ищут пищу или распределяют работу в колонии. Человеку может быть полезно взять этот пример на вооружение.

Муравьи могут быстро перестраиваться, когда в колонии происходит нечто чрезвычайное: они инстинктивно взаимозаменяемы. Например, если они ищут пищу и на пути попадается собака, они понимают, что возник сбой, и быстро переключаются на другие задачи, чтобы защитить колонию. Способность перестраиваться — без чьей-либо подсказки — позволяет им восстанавливаться и адаптироваться в ситуациях угрозы жизни. Поскольку такое поведение возможно только на уровне колонии, мы называем его коллективным самовосстановлением.

Если экстраполировать эту идею на людей, коллективное самовосстановление происходит на уровне команды, а не на индивидуальном уровне. Оно возможно тогда, когда члены команды готовы самостоятельно брать на себя задачи друг друга, даже если они находятся за пределами их традиционных ролей. Таким образом, они становятся взаимозаменяемыми, как муравьи, в рамках стратегии по адаптации к неожиданным ситуациям.

В исследовании, которым мы с коллегами сейчас занимаемся, мы опираемся на предыдущую работу и проводим подробные интервью с членами команд быстрого реагирования, включая команды по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативные группы полиции, команды служб неотложной помощи и группы военных медиков. Мы обнаружили, что в результате обучения в этих командах выработался инстинкт взаимозаменяемости, благодаря которому они очень эффективно самовосстанавливаются. По сути, пока мы выяснили, что есть три ключевые особенности, которые определяют высокую способность к адаптации в самовосстанавливающихся командах. Вот три метода, которые можно взять на вооружение в своем коллективе, чтобы быстро перестраиваться в экстренной ситуации.

Выполняйте задачу — кому бы ни пришлось этим заниматься. Поскольку все члены самовосстанавливающейся команды сосредоточены на одной цели, они не тратят время на споры о том, кому что делать, — они просто видят, что нужно сделать, и делают это.

Такое поведение мы наблюдали в бригадах скорой помощи во время пандемии. Например, в рамках планирования мероприятий по борьбе с COVID-19 врачей спрашивали, на каких еще участках они могли бы работать в больнице при необходимости. Многие, подумав, понимали, что, даже если какое-то время не выполняли некоторых функций, сейчас они вполне могут взять их на себя. Некоторые в итоге отвечали: «Подключайте меня там, где будет необходимо». Раньше у них существовала строгая иерархия, и приходилось выполнять жесткие правила. Никому не разрешалось выполнять задачи, не входящие в должностные обязанности.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте