Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Управлять как Toyota

Спир Стивен

Toyota – одна из самых именитых компаний в мире. Она из года в год опережает конкурентов по таким показателям, как качество, надежность, производительность, объем продаж, минимизация издержек, рост рыночной доли и капитализации. В конце прошлого года Toyota чуть было не обошла входящую в “большую тройку” DaimlerChrysler, почти догнав ее не только по объему продаж, но и по объему производства. По доле на мировом автомобильном рынке она недавно опередила Ford и заняла второе место, а по объему чистой прибыли и рыночной капитализации (данные на конец 2003 года) вышла на первое место. Секреты высокой эффективности японской корпорации пытаются разгадать руководители бизнеса, аналитики и журналисты. Возникает вопрос: если все так тщательно изучают и копируют методы Toyota, то почему мы почти не встречаем компаний, сумевших сравняться с ней по эффективности?

Несколько лет назад мы с Кентом Бауэном опубликовали статью “Расшифровка ДНК-кода производственной системы Toyota” (Decoding the DNA of the Toyota Production System, HBR, сентябрь – октябрь, 1999). В ней говорилось, что подражатели стремятся скопировать прежде всего конкретные методы и инструменты Toyota (например, карточки канбан или производственные ячейки), вместо того чтобы перенять и освоить базовые организационные принципы. Нам удалось выявить четыре принципа, лежащие в основе производственной системы корпорации, которые создают условия для постоянного повышения надежности, гибкости, безопасности, эффективности производства и в итоге – рыночной доли и прибыльности компании.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте