Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре мифа о молчании

Беррис Итэн , Детерт Джеймс , Харрисон Дэвид

Вы, как и многие руководители, скорее всего, гордитесь своей политикой открытых дверей и даете сотрудникам понять, что приветствуете инициативу. Вы уверены, что действительно знаете настроения большинства подчиненных: ведь все они высказываются на собраниях, разговаривают с вами в коридорах и ставят вас в копию при переписке. На самом деле это иллюзия и до вас доходит отнюдь не все, что вам нужно знать.

Мы много лет изучали проблему умалчивания и добавили шесть пунктов к Национальному соцопросу Корнелльского университета — дабы лучше понять, когда подчиненные чего-то недоговаривают. Первая причина — боязнь нажить неприятности. Но как ни странно, гораздо чаще люди оставляют свои мысли при себе не вследствие страха, а полагая, что говорить бесполезно.

Конечно, часть сотрудников все же высказывает свое мнение, и отчасти поэтому руководители, как правило, не догадываются об их самоцензуре. В итоге начальники уверены — все важное вышло на поверхность, но на деле многое так и осталось скрыто. Припомните ситуации, когда вы были вынуждены держать рот на замке. Возможно, их было много, даже если в целом вы откровенный человек («Я часто высказываю свое мнение, но только не по этому вопросу, или не в такой ситуации, или не этому директору»). Неразговорчивые сотрудники, невнимательные руководители — все встает на пути у правды и конструктивной критики. Но главное — тормозит распространение удачных идей.

Собранные данные по 439 респондентам позволяют развенчать четыре распространенных мифа о коммуникации с рядовыми сотрудниками, в которые верят руководители компаний.

МИФ 1. Женщины и люди без высшего образования выступают реже прочих, потому что больше боятся или считают, что высказываться бесполезно.

Нет статистически значимых данных, что уровень открытости сотрудников зависит от пола, уровня образования или дохода.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте