Корпоративный опыт

Люди из нефти

Фалалеев Дмитрий

В России фильм «There will be blood» («И будет кровь») не слишком популярен. Даже несмотря на то, что прокатчики выпустили его под названием «Нефть». Может, оттого, что ассоциации для нас не слишком приятные: главный герой Дэниэл Плейнвью проходит в картине путь от добытчика-романтика до кровожадного, потерявшего человечес­кий облик нефтебарона. Для страны, львиную долю ВВП которой делают нефтяники, образ, прямо скажем, так себе. А какие они на самом деле — люди, от которых зависит бюджет всей страны, а в ­какой-то степени и ее экономическая стратегия?

На этот вопрос может подробно ответить антрополог — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Крайнего Севера и Сибири ИЭА РАН Наталья Новикова. Исследуя жизнь и обычаи северных народов, в начале 1990-х она впервые столкнулась с нефтяными компаниями. И стала изучать их «население», используя те же самые научные методы, что и в случае с коренными народами — ханты и манси. О том, что из себя представляют нефтяные корпорации с антропологической точки зрения, и том, что они и любые другие компании могли бы позаимст­вовать у аборигенов Крайнего Севера, Наталья Новикова рассказала редактору «HBR — Россия» Дмитрию Фалалееву.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте