Корпоративный опыт

Невольники в галстуках: изнанка корпоративной культуры

Градосельская Галина

Разговаривая с топ-менеджерами компаний, часто слышишь одно и то же: настоящих специалистов (как управленцев, так и технарей) непросто найти, но еще труднее, уже взяв их в компанию, заставить работать в нужном ключе. Казалось бы, человек пришел в организацию с неким профессиональным опытом, на приличный оклад, с ним проводили собеседования. И несмотря на это, у руководителей вскоре складывается впечатление, что новый сотрудник «не вписывается». У одних такое случается эпизодически, другие всерьез опасаются, что набранная критическая масса «неформатных» сотрудников в любой момент может затопить общий корабль. Руководство не понимает, отчего это происходит, и винит во всем сотрудников, которые никак не желают проникнуться общими задачами. Если же взглянуть на ситуацию глазами самих профессионалов, становится понятно: в России назрел настоящий корпоративный кризис, когда верхи не могут управлять, а низы не хотят жить по-старому. Притом «низы», о которых пойдет речь в этой статье, — не рабочие и не младший технический персонал, а менеджеры и специалисты.

За последние восемь лет я провела несколько исследований и могу утверждать, что директора не понимают и недооценивают социальные факторы в жизни своих предприятий. Во многом это идет от традиций бизнес-образования: будущих управленцев учат экономике, финансам, маркетингу, пиару — чему угодно, только не социологии. Человеческий фактор и его влияние на происходящее в компании отошли на третий план, ведь согласно господствующей в корпоративном мире идеологии все свои проблемы каждый сотрудник решает сам. Но, судя по данным наших опросов, у россиян — даже у продвинутых в своей области специалистов — весьма сильны патерналистские настроения. Люди считают, что компании в принципе должны быть внимательны к нуждам и потребностям своих сотрудников, и с негодованием отмечают, что на деле такое бывает очень редко.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте