Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Пять запретных слов
Дениз Ли ЙонПрактически любая организация сегодня обладает набором базовых ценностей, которые идеально выполняют функцию «инструкций по эксплуатации» компании. Эти незыблемые принципы работы формулируются для того, чтобы информировать, вдохновлять и направлять в нужное русло каждого сотрудника. Но на деле большинство заявлений о ценностях не отражают уникальность компании.
Согласно исследованиям компании Booz Allen Hamilton и Института Аспена, во многих заявлениях о ценностях содержатся одни и те же слова и мысли. В 90% из них упоминается этичное поведение или добросовестное отношение, в 88% — интересы клиентов, а в 76% — командная работа и доверие.
Я сталкиваюсь с этой проблемой постоянно, консультируя компании и помогая им формулировать или переформулировать корпоративные ценности. Практически в любой беседе всегда всплывают одни и те же слова, независимо от того, является ли компания крупным предприятием или малым бизнесом, ориентирована она B2B или B2C-продажи, поставляет ли продукты или услуги, новая она или давно сформировавшаяся. Вот пять слов, которые я вычеркиваю из любого списка ценностей, с которым работаю.
Этический (или добросовестный). Любая компания должна работать согласно этическим принципам или добросовестно. Если вы указываете эти принципы в качестве основных ценностей, то возникает вопрос, почему вы это делаете.
Командная работа (или сотрудничество). Не нужно говорить своим сотрудникам, чтобы они работали сообща — это диктует здравый смысл. Если они не работают как команда, упоминать сотрудничество в списке ценностей бессмысленно. (Подумайте лучше о схемах организационной структуры, обучении, совершенствовании рабочих процессов и новые общих метриках и стандартах деятельности.)
Искренний. Невозможно обещать или хотеть быть искренним — им надо просто быть. Организация будет действовать искренне, если лидеры проявят искренность.
Приятный. Заявляя о желании сделать работу в организации приятной, вы слишком нарочито стараетесь. Если вам приходится об этом говорить, то, скорее всего, это не так.
Клиентоориентированный. Все компании должны ориентироваться на клиентов, их желания и потребности. Ценность, объясняющая, чем уникальны ваши отношения с клиентами, более заметна и значима.