Операционное управление

«Наши сотрудники могут работать где угодно и когда угодно»

Дмитрий Бухман
Фото: BLOOMBERG/GETTY IMAGES

От редакции. Компания-разработчик мобильных игр Playrix была создана в 2004 году в Вологде, ее основали братья Игорь и Дмитрий Бухманы. Офисы Playrix находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и крупных городах СНГ, штаб-квартира — в Дублине (Ирландия). В 2019 году, по данным Sensor Tower, компания заняла 6-е место в мире среди крупнейших издателей мобильных игр. Наиболее популярные проекты Playrix — Homescapes, Gardenscapes, Fishdom и Township, их совокупная ежемесячная аудитория составляет более 100 млн человек, большая часть приходится на США и Китай. Скачивать игры можно бесплатно, пользователи платят лишь за дополнительные опции. В 2019 году Bloomberg включил братьев Бухманов в список долларовых миллиардеров, оценив состояние каждого из них в $1,4 млрд. По просьбе HBR Россия сооснователь Playrix Дмитрий Бухман рассказал о том, как в компании ­организовали работу в распределенных командах и научились эффективно управлять сотрудниками из любой точки мира.

Мы считаем Playrix самой большой распределенной компанией в мире — каждый из наших 1400 сотрудников может работать где угодно, без привязки к определенной локации. По крайней мере, я не знаю ни одной более крупной организации, которая использовала бы этот принцип работы для всех людей без исключения.

Наши сотрудники могут работать дома, на даче, на пляже, в дороге. Но половина из них предпочитает ходить в офис, и тогда мы для этих целей снимаем помещение. Точно так же свободно мы относимся и к графику — не имеет значения, во сколько человек начинает и заканчивает работу, важен только результат. Сегодня это стало частью нашей корпоративной ДНК. Но такая система сложилась не сразу.

Один дома

Компанию Playrix мы с моим старшим братом Игорем создали в 2004 году. Мы тогда жили в Вологде и занимались разработкой игр для компьютеров, а потом и для мобильных устройств. Изначально наша компания ничем не отличалась от других — все сотрудники работали в одном офисе.

Когда штат вырос до 100 человек, искать новых людей стало труднее. Мы начали привлекать разработчиков из других городов, к нам приезжали даже из Москвы и Санкт-Петербурга. Но это было промежуточное решение — далеко не все профессионалы соглашались на релокацию, и нужен был другой выход. Скажем, переехать в какой-то крупный город, как часто делают региональные предприниматели. Но собрать всех специалистов в одном месте все равно непросто. Тогда в качестве эксперимента мы решили сотрудничать с людьми дистанционно. Сначала привлекли художников из других городов, и с ними удалось сработаться. Потом появились удаленные программисты, аналитики, геймдизайнеры. Мы поняли, что так можно работать вообще с любыми специалистами.

Шаг за шагом менялась и культура компании, перестраивались процессы. Надо было сделать так, чтобы человек, который находится в другом городе, не чувствовал себя ущемленным и работал не менее эффективно, чем остальные. Мы разрешили и местным сотрудникам, кто захочет, работать из дома. Поначалу было страшновато — думали, что на следующий день половина офиса не придет. Предпринимателям бывает сложно ослабить контроль, удобнее, когда все под рукой. Но не пришел только один человек, то есть по сути ничего не поменялось. Так что не надо бояться отпустить ситуацию.

В 2011 году мы все-таки пере­ехали — перенесли штаб-квартиру компании из Вологды в Дублин, столицу Ирландии. Выбирая страну, мы в первую очередь обращали внимание на систему корпоративного права и налогообложения. Дополнительные аргументы «за» — английский язык и хорошие соседи (здесь расположены европейские штаб-квартиры Google, Facebook* и других известных компаний).

А еще через несколько лет у нас появились офисы и в разных городах. Кому-то из удаленных сотрудников было не очень удобно работать из дома — домашние отвлекают или просто сложилась привычка ездить каждый день в офис. А поскольку дистанционные специалисты в Playrix уже составляли большинство, то с 2015 года мы снимали помещение там, где людям было нужно. Сейчас у нас 18 офисов (в основном в странах бывшего СССР, а также в Сербии). Например, московский офис расположен в самом центре города, недалеко от Красной площади, но его ­посещение ­свободное и зависит от желания сотрудников.

Так же мы поступили и с графиком работы. Когда-то начало рабочего дня в Playrix варьировалось с 9 до 11 часов, при этом ожидалось, что сотрудник отработает не менее 8 часов. Со временем мы стали пересматривать такой порядок. Мы поняли, что вместо громоздкой системы контроля проще ввести свободный график — пусть люди сами планируют свой рабочий день. Надо оценивать результат, а не количество времени, проведенного у компьютера. В конце концов, некоторые сотрудники в рабочее время смотрят ролики в YouTube, а если человеку интересно то, что он делает, он вообще не обращает внимания на часы. Жесткий график — это анахронизм, он создает лишь иллюзию контроля, за которую продолжают держаться многие менеджеры. При этом у каждого сотрудника в нашей компании есть понятный объем работы, и мы ожидаем, что он будет выполнен к нужному сроку.

Технология удаленной работы

Несмотря на то что наши сотрудники могут работать где угодно и когда угодно, организационная структура Playrix почти такая же, как у других компаний. У нас есть менеджмент, лидеры команд, которые распределяют задачи, у всех своя зона ответственности. Все организовано так, как если бы сотрудники сидели в одном месте.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте