Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Критическая масса на долгий срок

Прейссер Клер , Самуэлсон Джудит

В период подготовки к первичному размещению акций Google основатели компании Ларри Пейдж и Сергей Брин опубликовали открытое письмо. В нем говорилось, что Google не станет гнаться за быстрой прибылью, которой всегда ожидают от публичной компании, а будет заниматься проектами, связанными с большим риском, но сулящими крупную отдачу. Предприниматели подчеркнули, что такая стратегия требует мужества, и призвали акционеров мыслить в терминах долгосрочной перспективы. Они давали понять, что речь идет о не совсем обычном бизнесе.

Хотелось бы, чтобы компаний, подобных Google, было больше, чтобы рынки начали смотреть далеко вперед. Предполагается, что корпоративные лидеры принимают важные решения (о переходе на аутсорсинг, социальных пакетах для сотрудников или инвестициях в новые рынки и т. д.) с учетом средне- и долгосрочной перспективы. Но исследование, которое провели Кэмпбелл Харви и Джон Грэм из бизнес-школы Фьюкуа вместе с Шивой Раджгопалом из Университета Вашингтона, показывает, что это не так. Лишь 59% опрошенных руководителей финансовых служб готовы одобрить проект, направленный на повышение чистой приведенной стоимости, если этот проект ставит под угрозу достижение прогнозируемой прибыли в текущем квартале. Более того, 78% руководителей заявили, что пожертвуют стоимостью — даже существенной — ради показателей прибыльности. Такие же выводы сделал Брайан Буши из бизнес-школы Уортона. Его исследование показало, что в компаниях, чьи мажоритарные акционеры имеют высокую оборачиваемость портфеля, менеджеры часто урезают расходы на исследования и разработки, чтобы остановить снижение прибыли. Многие компании следуют той же близорукой логике, сокращая инвестиции в инфраструктуру и повышение квалификации сотрудников.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте