Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Алгоритмы из запасников

Шраге Майкл

Чтобы представить себе будущее бизнеса, стоит внимательно изучить далекое прошлое математики и провести его ревизию. Благодаря развитию вычислительной математики и техники день ото дня научные расчеты выполняются все быстрее и дешевле. Уравнения, которые еще вчера казались нерешаемыми, становятся основой для будущих прорывов. То же самое и в компаниях: некоторые формулы прежде невозможно было применять из-за сложности вычислений, а теперь их извлекают из запыленных архивов и с их помощью создают новые продукты и формируют бизнес-процессы.

Procter & Gamble реструктурирует свою систему закупок, используя алгоритм комплексного «экспрессивного предложения», основанный на уравнениях линейного программирования 1950-х годов. Вместо традиционных заявок по стандартным лотам теперь участники конкурсов в онлайновом режиме подают на конкурс предложения, выбирая сочетания товаров и услуг, удобные им самим. Другой пример: поисковая система Google ранжирует веб-страницы по количеству ссылок на них с других сайтов. Для этого используется теорема о матрице, доказанная 100 лет назад. Довольно простые методы матричного счисления могут моделировать сети, такие как всемирная паутина, и ранжировать степень связанности узлов между собою. Так формула автоматического ранжирования, которую можно понять и оценить вовсе не будучи доктором наук, стала одним из самых прибыльных алгоритмов. Этот математический аппарат просто дождался своего часа.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте