Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Секреты коллективного тайм-менеджмента

Лесли Перлоу

image

К организации времени многие подходят не с того конца. Если кто-то не сдает работу в срок, считается, что он не справился из-за отсутствия самодисциплины и силы воли, как если бы он не смог продержаться на диете или бросил занятия фитнесом. Бесчисленные консультанты и руководства по тайм-менеджменту фокусируются на преодолении привычек, предлагают новые формы ведения списков дел и советуют пореже открывать электронную почту или браться за намеченное дело сразу. Конечно, никому не помешает получше следить за тем, как и на что уходит его рабочий день. Однако сейчас, когда работа построена на взаимосвязях и сотрудничестве, истинная проблема не в отдельных людях, а в том, как время распределяется в организации. И здесь есть реальная возможность повысить продуктивность.

Около 10 лет назад мы с группой из Boston Consulting Group затеяли, казалось бы, скромный проект — заставить каждого сотрудника хоть раз в неделю не задерживаться на работе и проводить вечер так, как ему захочется. Я надеялся улучшить качество жизни тех, кто работает в консалтинге и по установившейся привычке всегда вкалывает допоздна и практически без выходных. Первые результаты вселяли оптимизм, и вскоре мы распространили эксперимент сначала еще на 4 команды, а затем еще на 10. У участников программы повысилась удовлетворенность работой, они стали больше времени уделять себе и близким и, по их отзывам, узнавали больше нового в профессии. Неудивительно, что BCG решила продолжить эту программу в более широких масштабах. Сегодня в ней принимают участие тысячи команд в 77 офисах, расположенных в 40 странах мира. За 5 лет, прошедших с момента запуска программы, мне довелось внедрить такую практику в ряде других компаний, и я убедилась в ее действенности. Если люди сами организуют рабочий процесс своей группы, они рациональнее распоряжаются общим временем, действуют более эффективно и слаженно. А необходимость договариваться о том, кто, что и как должен сделать — чтобы каждый член группы мог высвободить себе определенный вечер — означает открытое обсуждение и поиск новых подходов к работе.

«Дни повышенной производительности труда»

В основе подхода — понимание того, что зачастую команды привыкли к некому алгоритму работы, который далеко не всегда обеспечивает наибольшую эффективность. Даже известные своими инновационными продуктами компании редко обновляют свои рабочие процессы. Это стало особенно очевидным, когда в одной клиентской компании мне пришлось работать с тремя группами разработчиков ПО, функционировавшими в совершенно разных контекстах. У всех были одинаковые задания, один объем работы, но действовали они по-разному. В Шэньчжэне всю работу распределял и контролировал менеджер проекта. Программисты из Бангалора были на самоуправлении, а работу раздавали по специализации и опыту сотрудников. И, наконец, команда из Будапешта сильнее всего ощущала себя именно «командой» — ее члены легко подменяли друг друга. И хотя все выпускали один и тот же продукт, различный подход к организации работы давал и разницу в результатах. К примеру, у первой команды рабочий день не затягивался допоздна, а последняя гибко формировала график работы. При этом ни одна понятия не имела, что их коллеги в других странах как-то иначе строят свою работу.

Выяснилось, что любую работу можно организовать по-разному и что команды сами могут находить эффективные способы. Это и есть настоящий коллективный тайм-менеджмент.

Всякий раз, когда мне приходится решать конкретную задачу повышения эффективности использования рабочего времени в коллективе, я анализирую три (иногда в чем-то пересекающихся) аспекта проблемы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте