Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Осторожно, открытое пространство!

Итан Бернштейн

Если вы работаете, что называется, у всех на виду, это может отрицательно сказаться на вашей производительности. Приватность важна для работы не меньше, чем открытость.

Открытость — что-то вроде девиза ­нынешнего менеджмента, и это понятно. Ведь если люди все время будут на виду, с ними будет проще взаимодействовать и их будет легче конт­ролировать. И разве не проще им будет выявлять и решать проблемы? Разве не станут они охотнее делиться информацией и интересными идеями?

Я именно это и ожидал увидеть несколько лет назад, когда начал собирать факты, доказывающие, что открытость — залог преуспевания организаций. Но и полевые исследования, и эксперименты, и наблюдения «засланных» исследователей показали, что не все так просто. Получается (а мои выводы дополняются другими исследованиями открытых рабочих пространств), что более открытая рабочая среда — не всегда самая благоприятная. Для трудовых успехов приватность важна не меньше.

Вот парадокс: открытость помогает избавляться от неудачных методов, способствует сотрудничеству, обмену опытом и идеями, но, когда ее слишком много, она не на пользу работе. Спонтанное новаторство иногда и вовсе прекращается. Открытое рабочее пространство и полная информация о том, что человек делает в любой момент рабочего дня, вызывает у него ощущение незащищенности. Люди, когда за ними наблюдают, ведут себя иначе. Главным становится — никому не показать, чем они занимаются, даже если скрывать им на самом деле нечего. Руководители, ловя в воздухе сигналы некоей тайной деятельности, невольно начинают еще бдительнее следить за подчиненными. 
И образуется порочный круг.

Ситуация прямо-таки в духе Оруэлла. То же самое я могу сказать о ведущих компаниях, в которых чрезмерная открытость рабочего пространства и жесткий контроль приводят не к положительным результатам, а к отрицательным. Скажем, на одном из крупнейших в мире заводов, выпускающем мобильные телефоны (он находится в Китае и принадлежит международной компании — контрактному производителю), рабочие одного из конвейеров скрывали, что усовершенствовали процесс не только от своих менеджеров, но и от коллег с других конвейеров. Почему? Потому что, как объяснил нам опытный рабочий, «лучше мы все скажем потом; сейчас все довольны: видят то, что им хочется видеть, а мы выполняем план».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте