Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Роботы: умнее, меньше, безопаснее

Гу К. , Николайдис С. , Рамакришна Р. , Ча А. Дж.

Преимущества роботов в цеху неоспоримы: они сильнее и быст­рее, им никогда не скучно, и у них никогда не заболят руки от повторяющихся движений. Но к ним надо приспособиться. В цехах их «жизненное пространство» очерчивают с точностью до миллиметра, их самих крепко прикручивают к полу и огораживают — ради безопасности рабочих.

Все это требовалось раньше. «Промышленного робота трудно передвинуть, но мы стремимся облегчить эту операцию», — говорит Джули Шах, директор Группы интерактивной робототехники MIT (Массачусетского ­технологического института) — она руководит исследованиями нового поколения адаптивных роботов. Роботы стали умнее, меньше по размеру и безопаснее для окружающих. Им можно задавать новые задачи по мере необходимости, они стали гораздо эффективнее сами по себе и делают труд людей еще производительнее.

С их приходом в промышленности произойдет важный сдвиг, считает Шах. Раньше рабочим приходилось терпеть соседство огромных и опасных станков-автоматов, а теперь они работают с роботами в паре. Адаптивные машины формируют новые навыки у промышленных фирм, изменяют процессы сборки товаров, да и сами цеха. Они куда симпатичнее своих предшественников, и людям работать с ними даже веселее.

А все потому, что заборы вокруг роботов сносят. Раньше для робота требовалось много места: он же не знал, когда рядом окажется человек, которого может изувечить механическая рука, потянувшаяся за нужной деталью. По всему миру были приняты законы, предписывающие возведение барьеров между рабочими и машинами. Сейчас система датчиков, схожих с защитой от столкновений нового автомобиля, позволяет роботам работать среди людей. Технология надежна, и регуляторы отменили обязательное ограждение рабочей зоны робота.

Идея на практике

«Как лучше помочь ­нашим сотрудникам? Вопрос только в этом»

О пилотной программе установки 20 адаптивных роботов на заводе BMW в Спартанбурге, Южная Каролина, HBR недавно побеседовал со Стефаном Бартшером, главой отдела технического планирования управления инновациями компании. Отредактированные отрывки — ниже.

Вашим сотрудникам понравилось работать бок о бок с адаптивными роботами?

Реакция в целом была очень позитивной. Роботы взяли на себя много тяжелой работы и помогли повысить качество, гибкость и стабильность процессов. Вот вам пример: уплотнитель дверей надо устанавливать с постоянным давлением примерно в семь килограммов. Делать это рабочим приходится в крайне неудобном положении. Легко себе представить, что после нескольких дверей точность падает. Теперь это задание получил легкий робот, который сохраняет заданное давление и работает без перерывов. Работник доволен — он избавлен от необходимости делать изнурительную операцию и может заняться чем-нибудь еще. Мы, со своей стороны, уверены, что качество будет одинаково хорошим во всех машинах.

Будут ли расти ваши инвестиции в адаптивных роботов, и если да, то что это будет значить для рабочих?

Мы уверены, что легких роботов на наших заводах будет в ближайшие годы больше. Но другие решения, помимо внедрения новых роботов, могут оказаться даже лучше и эффективнее по затратам, об этом тоже нельзя забывать. Как наилучшим образом поддержать наших сотрудников? Вопрос только в этом. Часто мы приходим к выводу, что на определенных участках роботы не нужны.

Дало ли новое поколение роботов неожиданные второстепенные выгоды?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте