Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зарубежная командировка: 5 советов по ее правильной организации

Энди Молински

Некоторые компании стремятся воспользоваться преимуществами глобальной экономики, отправляя талантливых специалистов за границу. Однако командировки, связанные с длительным проживанием сотрудника в чужой стране, могут оказаться чрезвычайно затратным делом. По некоторым данным, расходы на них могут в три раза превышать стандартный годовой оклад самого специалиста. Многие организации готовы вкладывать в это немалые деньги, однако зачастую не в состоянии извлечь из них максимальную выгоду, поскольку просто не обладают необходимыми для этого знаниями и опытом. В итоге они остаются разочарованы итоговыми результатами. Даже компании, в которых отлажен процесс перевода персонала в другую страну (включая обучение людей местным культурным особенностям), могут не знать, как управлять талантами. Соответственно, им не удается по-настоящему воспользоваться теми ценными знаниями и навыками, которые их сотрудники приобретают во время командировок.

Мы побеседовали с семью руководителями и консультантами, имеющими за плечами богатый опыт в этой области, и постарались выяснить, как извлечь максимальную пользу из этих зарубежных поездок. В результате мы сформулировали пять советов, которые помогут увеличить отдачу ваших вложений в длительные загранкомандировки.

Найдите убедительную цель и подходящего человека

Прежде чем посылать людей на работу в другие страны, необходимо подготовить четкое экономическое обоснование этой затее — как и в любых других случаях важных инвестиций и решений. Должны быть очевидная потребность и убедительные доводы, почему нельзя обойтись без местных кадров. Все наши собеседники подчеркивали, насколько важно подобрать для командировки подходящих людей. Во-первых, они должны обладать открытым взглядом на мир и быть готовыми адаптироваться к местной культуре. Во-вторых, вам следует подумать над тем, какие конкретно навыки тот или иной сотрудник обретет или повысит в результате своей поездки. И в-третьих, нужно понять, какую пользу эти новые знания принесут вашей организации.

Читайте материал по теме: Иерархия и Сеть: две структуры, одна организация

Например, в некоторых компаниях международный опыт является необходимым условием для того, чтобы занять руководящий пост. Иногда подразделение, находящееся в другой стране, может испытывать потребность в человеке с редким набором квалификаций. Если вы не знаете, каким образом эта командировка поможет как данному человеку, так и вашему бизнесу продвинуться вперед, возможно, вам стоит пересмотреть задачу как таковую.

Прикрепите к вашим командировочным компетентных домашних и местных менторов

По мере того, как ваши люди адаптируются к своим новым ролям, а вы латаете кадровые дыры, оставшиеся после их отъезда, ваша связь с ними может потеряться. Так же, как и сотрудники, работающие удаленно, экспаты понимают, что регулярная проверка электронной почты и личное присутствие в офисе, когда можно было держать руку на пульсе, — не одно и то же. Это служит им постоянным напоминанием, какой далекой и чужой стала для них их прошлая жизнь. Для того чтобы ваши специалисты не чувствовали себя брошенными на произвол судьбы, прикрепите к ним менторов (одного от своей, другого от принимающей стороны), чтобы они присматривали за вашими сотрудниками. Задача этих наставников заключается в том, чтобы обеспечить плавный и безболезненный переход как с точки зрения компании, так и с точки зрения самого специалиста, а также совместное руководство этим процессом. Иначе говоря, это люди, к которым ваши командировочные всегда смогут обратиться за помощью в случае возникновения проблем и неурядиц.

Как правило, самыми успешными менторами становятся те, кто сам успешно работал за границей и относится к этому опыту с пониманием — не только в отношении сути миссии и извлечения максимальной пользы для организации, но и касательно тягот пребывания вдали от дома и последующего возвращения. Также они должны располагать достаточным опытом работы в компании, чтобы помочь вашим людям преодолевать препятствия и успешно выполнить поставленную задачу.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте