Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как принимать верные решения во время кризиса

Арт Маркман
Иллюстрация: Talaj/Getty Images

Информация о распространении COVID-19 быстро меняется, и в этих условиях люди пытаются принимать самые разные решения — от «Ехать ли в отпуск?» до «Как защитить себя и близких?». Решения сейчас даются тяжело, и для этого есть серьезные психологические причины.

Во-первых, над нами нависла угроза. Эта болезнь не шутит. По всему миру люди умирают от нее. Инфекция распространяется так быстро, что новости о ней каждый день разные. Наш мозг устроен так, что мы обращаем особое внимание на угрозы, поэтому эпидемия не выходит у нас из головы в отличие от более отдаленных опасностей вроде изменения климата.

Во-вторых, ситуация с распространением вируса очень неопределенна. Сколько уже зараженных? Быстро ли инфекция распространяется по сообществам? Сколько людей заболеет в итоге? Когда доходит до прогнозов, мы хорошо понимаем линейные тренды. Тренды, обусловленные ускоряющимся ростом, как по экспоненте, мы понимаем плохо. Вначале вирус поражает немногих, но количество заболевших может быстро расти. Неопределенность, с которой мы столкнулись, заставляет нас уделять коронавирусу всё больше внимания.

В-третьих, люди могут влиять на распространение вируса очень незначительно. Мы можем взять за правило мыть руки и не трогать свое лицо, можем самоизолироваться на время эпидемии, но многие аспекты ситуации нем неподвластны. Никому не нравится оказываться в ситуациях, неподконтрольных человеку. Это создает дополнительную тревожность, а также вызывает желание что-то сделать, чтобы восстановить контроль над происходящим.

И наконец, в-четвертых, все попытки сдержать распространение вируса главным образом относятся к предупреждению его передачи от человека к человеку. То есть если эти меры будут успешно приняты, какое-то количество людей не заболеет. К сожалению, мы не можем создать контрольную группу, в которой эти меры не принимались бы. В результате трудно понять, какие действии и программы способствуют прекращению эпидемии.

Все четыре перечисленных фактора влияют на наше поведение и принимаемые нами решения. Угроза, неопределенность и тревога подталкивают нас к недальновидным решениям.

Например, неопределенность вызывает у нас жажду новой информации о вирусе и его распространении, и многие подолгу ее выискивают. Информированность — это хорошо, но мы знаем, что негативные новости вызывают стресс и смятение.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте