Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как правильно принимать коллективные решения

Дункан Рудерс , Торбен Эммерлинг
Иллюстрация: Charles Deluvio/Unsplash

В ситуациях, когда вам предстоит сложная бизнес-задача, вы, скорее всего, попытаетесь искать решение совместными усилиями. В конце концов, одна голова — хорошо, а две — лучше, ведь так? Не всегда. Больший объем знаний совершенно не гарантирует лучшего результата. Из-за излишней привязки к иерархии и подсознательного стремления участников уклониться от разногласий, чтобы не нарушать гармонию, во многих группах проявляется эффект группового мышления

Ошибочные экспертные мнения могут быстро увести команду в сторону. Индивидуальные предубеждения кого-то из участников легко подхватывают остальные, и результат оказывается далеким от чьих бы то ни было предпочтений. Все перечисленное в основном происходит неосознанно.

Это не означает, что не стоит ничего решать коллективно, но важно правильно выстроить процесс. На основе исследований поведенческой науки и теории принятия решений и с учетом многолетней практики мы выделили семь простых и эффективных стратегий для совместной выработки позиции в группе.

Для выработки важного решения группа должна быть небольшой. В больших командах намного чаще принимаются необъективные однобокие решения. Например, как показывают исследования, в группах из семи и более человек сильнее проявляется предвзятость подтверждения. Чем больше участников, тем больше склонность при анализе и оценке информации сводить все к изначально имеющимся данным и убеждениям. Работая командой от трех до пяти человек (примерно в таком составе в обычных условиях строятся многие взаимодействия), вы можете ослабить эти негативные эффекты, при этом у вас будет возможность услышать разные точки зрения.

Выбирайте группу, неоднородную по составу (в большинстве случаев). Многочисленные исследования показывают, что группы участников с близкими позициями и общими взглядами чаще принимают решения предвзято. Команды, в которых потенциально могут быть сторонники противоположных точек зрения, более эффективно справляются с предубеждениями. При этом, однако, важно учитывать контекст. При решении задач, в которых важны разноплановые навыки и многообразие мнений, например, при проведении исследований и проектных изысканий, неоднородные группы в сравнении с группами близких по взглядам участников могут добиваться значительно лучших результатов. В то же время именно однородные группы часто более продуктивны для повторяющихся задач, требующих единообразия и четкой структуры (например, соблюдение процедур безопасности в полете или в здравоохранении). Вам, как руководителю, нужно сначала уяснить, какого рода решение вам с командой предстоит принять, а потом определиться с подходящим составом участников.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте