Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему мы переводим стрелки

Каждый менеджер постоянно думает, какие решения принять самому и какие поручить подчиненным. Нашему нежеланию делегировать посвящены бесчисленные исследования — а новая работа изучает условия, при которых люди готовы передать часть ответственности.

Ученые из Северо-Восточного университета, университетов Индианы и Цинциннати провели серию экспериментов, участники которых, будучи поставленными в различные обстоятельства, могли взять на себя либо делегировать ответственность за выбор номеров в отеле, блюд, заданий или инвестиций (для себя или кого-то другого). Оказалось, что участники с большей готовностью делегируют решения, последствия которых влияют на других людей, в особенности если все варианты выбора малопривлекательны (например, при выборе из нескольких отелей с плохими отзывами). А если надо выбирать не для себя и хорошей альтернативы нет, участники в 2—3 раза чаще передавали ответственность, а не решали сами.

Люди хотят избежать критики (причем гарантия анонимности не компенсирует намерения участника делегировать) и стремятся избежать чувства вины, если неприятность произойдет с другим человеком. Если же есть угроза негативных последствий для нас самих — мы, скорее всего, не передоверим решение. Сложность, значимость выбора и простая лень не играют особой роли (например, участники предпочитали делегировать выбор, а не подбрасывать монетку).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте