Принятие решений

Носители ноу-хау

Вернувшись из деловой поездки в Японию, знакомый одного из редакторов «HBR — Россия» поделился необычными наблюдениями. «Представляешь, руководство компании там поощряет совместные посиделки сотрудников в баре, — удивлялся он. — Да еще и с удовольствием их оплачивает!» Россиянин оказался человеком любознательным, поэтому не поленился расспросить местных коллег, в чем причина неслыханной расточительности их боссов. Объяснилось все по-японски прагматично: неформальное общение раскрепощает людей, дает возможность поделиться новостями, просто любопытной информацией. Дружеские встречи частенько приводят и к практическим результатам — появляются новые продукты или какие-то удачные организационные решения.

И, надо думать, польза от этого перевешивает счета за съеденное и выпитое в барах. Копнув чуть глубже, понимаешь, что встречи за кружкой пива — не просто забавная традиция. Уже модные европейские фанк-экономисты Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрал, затрагивая тему инноваций в японских компаниях, рассказывают о таком явлении, как «номмуникация» (от японского «ному» — пить и английского «коммуникация» — общение). Объяснять смысл нового слова, наверное, смысла нет. Его же, кстати, используют и другие видные исследователи Икудзиро Нонака и Хиротака Такеучи в своей монографии «Компания — создатель знания». По их словам, номмуникация поощряется в самых передовых японских корпорациях. ­Возможно, ­проводить прямую параллель между инновационным потенциалом компании и умением ее сотрудников повеселиться и поговорить по душам — слишком уж смело. Но, с другой стороны, какое качество в первую очередь обычно приписывают японскому бизнесу? Пожалуй, именно креативность. Так что повод задуматься все же есть.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте