Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

5 шагов на пути к взвешенным решениям

Шрини Пиллей

Мы вынуждены принимать решения каждый день. Выводить ли на рынок продукт А или Б? Какую маркетинговую стратегию использовать? Кого предпочесть из кандидатов на должность, а кого — сделать главным партнером? В каждом случае мы стараемся учесть как можно больше нюансов, чтобы принять как можно более взвешенное решение. На первый взгляд, подход рациональной оценки фактов кажется вполне разумным методом. И все же очень часто рациональные предсказания не сбываются. Почему же? И что мы можем с этим сделать?

Рациональное мышление часто оказывается предвзятым и дает сбой. Дэниел Канеман, получивший Нобелевскую премию по экономике за работу о когнитивных искажениях, в статье «Прежде чем вы примете ответственное решение…» пишет, что команда, которая влюблена в свои идеи, может бессознательно игнорировать или отвергать противоречащие им факты, уделять слишком много внимания одной стороне вопроса или делать ложные сравнения с «аналогичным» случаем, который подтверждает их заблуждение. В этой же статье он приводит исследование компании McKinsey более 1000 случаев капиталовложений, которое показало, что, когда фирмы стремились учесть возможность заблуждений и избежать их, они увеличивали доход от инвестиций на 7%. Он предлагает ответить на 12 вопросов, чтобы обнаружить своих «демонов» и снизить ущерб от них. Один из главных вопросов: «Влюбилась ли команда в свое решение?» Если да, то первым же делом нужно пройтись по вопросам, похожим на те, что предлагает Канеман, чтобы снизить «искаженность» решения.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте