Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите повлиять на людей — позвольте им выбирать

Стив В. Мартин

Существует множество различных механик и техник, позволяющих оказывать влияние на других людей. Однако ученые обнаружили, что наиболее успешные из них оттого и успешны, что их мотивирующая сила базируется на простых человеческих мотивах.

Один из них — это стремление эффективно принимать рациональные и разумные решения. Вы существенно улучшите свою способность убеждать других людей, просто немного скорректировав собственный подход к вопросу.

Когда мы делаем выбор, мы стремимся получить наилучший результат, иначе это может означать потерю нашего времени, усилий и ресурсов. Но в современном сумасшедшем, переполненном информацией мире нам также необходимо сбалансировать качество наших решений и время, затраченное на их принятие. Знание психологических приемов, используемых всеми нами для ускорения процесса принятия решений, открывает большие возможности для убеждения других людей в том, что именно ваш вариант или предложение является наиболее эффективным и рациональным для них.

Например, одна из таких уловок предлагает сравнить несколько существующих предложений или их отсутствие для соответствующей адекватной оценки происходящего. Мы зачастую сознательно делаем такие попытки. Нужно определить, предлагает ли нам справедливую цену продавец? В этом случае мы ориентируемся на несколько других предложений. Нужно решить, можете ли вы достичь планируемых показателей по объемам продаж к концу квартала? Тогда сравните ваши текущие финансовые успехи с теми, которых вы достигли за прошедший период. Психологический принцип, который берется здесь за основу, — это контраст в восприятии. Но не стоит забывать, что это восприятие может быть и бессознательным, а не только осознанным. Бутылка вина стоимостью в 35 долларов будет по-разному нами воспринята в зависимости от того, что было предложено до этого: домашнее вино за 15 долларов или бутылка вина стоимостью в 60 долларов. Но сами мы можем не заметить эти тонкости.

Читайте материал по теме: 9 причин, из-за которых принимаются плохие решения

Компании используют такие уловки для получения максимальной прибыли для себя, убеждая покупателей принимать решения о покупке, отталкиваясь от предложенных цен. В качестве яркого примера возьмем Carluccio’s Restaurant Group, которой принадлежат более 70 кафе по всей Европе и Ближнему Востоку. Они предлагают блюда настоящей итальянской кухни, такие как паста и салаты, а также компания продает… мотоциклы и мотороллеры. Все верно: в меню отдельной строкой идет модель Vespa Primavera 50, которую гости могут заказать в любом цвете: за 4500 долларов. Если сравнивать с салатами и сандвичами, мотоциклов продается, конечно, не так много. Но они включены в меню не для того, чтобы их приобретали, а для того, чтобы выбор нужных предметов продажи (салатов и сандвичей) выглядел наиболее эффективным и рациональным для гостей.

Умелое использование такого приема, как контраст в восприятии, может оказаться полезным также в иных ситуациях: помимо ценовых решений.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте