Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Креативность по расписанию: почему мы неэффективно решаем творческие задачи

Джексон Лу , Малия Мейсон , Модьюп Акинола
Иллюстрация: Malte Mueller / Getty Images

Представьте, что днем в пятницу, перед тем, как вы уйдете на выходные, вас просят разобраться с двумя задачами, где от вас требуется креативное мышление. Что выбрать: 1) потратить половину оставшегося времени на первую задачу и половину на вторую? 2) переключаться с одной задачи на другую через четко установленные промежутки времени (например, через каждые пять минут)? 3) переключаться с одной задачи на другую по своему желанию?

Если вы ответили, как и сто человек, опрошенных нами, это значит, что ваш выбор – вариант №3, ведь такой подход предполагает максимальную самостоятельность и гибкость и позволяет переключаться с одной задачи на другую всякий раз, как только вы почувствовали, что вас «заклинило».

Но такой подход вряд ли назовешь оптимальным, если вы стремитесь проявить креативность. Результаты исследования, опубликованного нами в мартовском номере научного журнала Organizational Behavior and Human Decision Processes, свидетельствуют, что лучших результатов можно достичь при переключении с задачи на задачу через заранее определенные промежутки времени.

Почему же подход, выбранный большинством наших респондентов, не дал максимально креативных решений задач? Пытаясь решить задачи с креативной составляющей, мы часто заходим в тупик, сами того не понимая. Мы прокручиваем в голове одну и ту же пустую идею и упускаем момент, когда нужно отказаться от нее. Напротив, переход с одной задачи на другую через равные промежутки времени помогает перезагрузить мозг, позволяя взглянуть на задачу под другим углом.

Во время эксперимента мы произвольно выбрали для каждого участника один из трех подходов к решению. Те, кому было предписано переходить от одной задачи к другой через строго определенные промежутки времени, значительно чаще находили правильное решение, чем те, кто переключался с задачи на задачу по своему желанию или решали каждую из них по очереди.

Еще один наш эксперимент был посвящен проблеме творческого мышления. В нем на поставленные нами задачи правильных ответов не было вовсе. Мы хотели выяснить, можно ли перенести метод с применением четкого интервала времени для других задач, требующих креативности, например, для мозгового штурма.

Об авторах

Джексон Лу (Jackson G. Lu) — доцент школы менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте.

Малия Мейсон (Malia F. Mason) — профессор бизнес-школы Колумбийского университета.

Модьюп Акинола (Modupe Akinola) — социальный психолог, профессор бизнес-школы Колумбийского университета.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте