Принятие решений

Выйти из оцепенения и начать действовать

Оксана Морсина
Фото: Andrew Teoh / Unsplash

Глобальный локдаун первой волны коронавируса, остановивший бизнес весной 2020 года, преподал нам важный урок. Речь идет не столько о конкретных (удачных) решениях, на которые можно было бы ориентироваться сегодня, сколько о том, что каждый руководитель смог четко определить свой тип реагирования на кризис и подходы к принятию решений в этом состоянии. Кто-то незамедлительно приступал к скрупулезному сбору информации о внешнем мире и состоянии компании, а кто-то тут же начинал действовать, тестируя решения одно за другим.

Кризис весны 2022 года только набирает силу, а уже все сходятся во мнении, что его масштаб и глубина не имеют прецедентов в истории, нет учебников и сборников кейсов, исследование которых дало бы надежную подсказку. Но, как и в 2020-м, кто-то готов действовать безотлагательно, а кто-то замер в оцепенении, ожидая поступления исчерпывающих данных.

Что делать, если вы застряли в нерешительности?

Fake it until you make it

Вы ждете, когда информации будет достаточно для принятия решения (такой подход, как показывает опыт RosExpert, свойственен СЕО российских компаний). Выйдите на время из привычного образа аналитика и представьте себе, что у вас есть все необходимые данные. Как бы вы поступили? Проектируйте сценарии, подставляя разные значения на место тех переменных, которых вам не хватает.

Дополняйте реальность

Вы хорошо видите различные сценарии, но почему-то все-равно не можете сделать выбор и начать действовать? Найдите свою «половинку» — наверняка в вашем окружении есть человек, которого сложные времена как будто заряжают энергией и драйвом. Это может быть кто-то из вашей команды или бизнес-партнеров, из сообщества или клуба руководителей, которому вы принадлежите. В конце концов, поиск воплощения вашей ролевой модели можно поручить консультантам-хедхантерам: их сеть контактов и насмотренность станут вашим ресурсом. Ищите не решения, а драйв и предприимчивость, найдите «энергетического ментора». Таких менторов может быть несколько.

Расширяйте круг влияния

Перед вами развернуто несколько сценариев, вы готовы сделать следующий шаг, но… даст ли он ожидаемый эффект? Действительно, когда масштаб изменений ошеломляет, трудно определить, на какие из них вы можете повлиять. Используйте метод Стивена Кофи — движения из круга забот в круг влияния. Возьмите большой лист бумаги и сначала нарисуйте круг «забот» — большой, во весь лист. Запишите внутри него все, что вас беспокоит, тревожит — от вопросов бизнеса до личных сомнений и задач. Когда вы увидите, что круг ограничен — станет легче. Далее подчеркните те пункты из круга забот, на которые вы можете влиять, а потом выберите те, на которые важнее всего повлиять (изменения, в которых приведут к самым быстрым результатам). Допишите, что вас беспокоит, но что можно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему, а затем выпишите эти задачи и действия в новый круг — это ваш круг влияния.

Об авторе

Оксана Морсина — управляющий партнер консалтинговой компании RosExpert.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте