Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

10 вопросов, которые помогут совету директоров спасти компанию

Тазим Эссани , Эндрю Уайт , Эрик Уилкинсон
Иллюстрация: Westend61/Getty Images

У членов совета директоров непростая работа. Вы несете ответственность перед компанией, но у вас не слишком много средств, чтобы разобраться в ситуации; обычно вам остается только верить менеджерам. Понимаете ли вы, что на самом деле происходит в компании, за которой вы должны следить? Что члены советов Boeing, Carillion, Wirecard или Theranos знали о проблемах своих компаний до того, как те погрузились в кризис?

Такие кризисы заставляют спросить о том, что знали советы директоров и что они могли изменить. Предполагается, что вы несете ответственность за компанию, хотя большинство решений принимают другие люди. Но последствия чужих решений все равно скажутся на вашей личной репутации.

Члены совета директоров видят то, что им показывают. Велик риск, что они будут пассивно перенимать повестку CEO и топ-менеджмента. Но советы директоров тоже могут преобразить компанию, если научатся задавать вопросы, которые способствуют глубокой рефлексии и стратегическим изменениям, а не просто будут реагировать на то, что им дает гендиректор, и начинать действовать только во время кризиса.

Мы сформулировали эти 10 вопросов на основании своей работы в консалтинге, в советах директоров и в качестве коучей топ-менеджеров. Они позволят советам перейти из пассивного статуса к активному; от реагирования на проблемы — к трансформации. Возможно, эти вопросы не прибавят вам популярности и не все сразу к ним привыкнут, но они помогут и отдельным членам советов директоров, и советам в целом изменить ситуацию.

Эти вопросы можно задавать на заседаниях с исполнительным руководством компании или на закрытых встречах совета директоров без него. Их можно также обсуждать с менеджментом индивидуально или в более широком составе (попросите  обдумать эти вопросы и дать обратную связь). Главное — будьте открыты, любопытны и задавайте много вопросов, чтобы понять контекст, риски, задачи и возможности, с которыми сталкивается компания.

Если бы повестку составляли вы сами, что бы в нее вошло? Повестку, как правило, составляет гендиректор. Вам остается только читать документы и уточнять детали — и вы рискуете угодить в ловушку пассивности. Но совет директоров должен влиять на состав повестки: это необходимая часть лидерства и проактивности. Назначьте совещание с членами совета без гендиректора — так вы сможете обсудить свою собственную повестку.

О каких важных фактах вам не рассказывает топ-менеджмент? Крайне важно создать условия, в которых руководству компании будет комфортно поднимать необходимые вопросы. Обратите внимание, как часто топ-менеджеры рассказывают вам о проблемах и непростых ситуациях. Если вы не говорите с ними на такие темы, вероятно, они просто предпочитают с вами их не обсуждать.

Самое сложное здесь — показать, что в неприятных разговорах нет ничего плохого, чтобы менеджеры не закрывались от вас и не чувствовали угрозу. Для этого есть несколько приемов: формулируйте пункты повестки дня в виде открытых вопросов (как в этой статье), поручайте подготовку документов для совета независимым членам, а также проводите между основными заседаниями закрытые встречи с CEO и независимыми членами совета без исполнительных полномочий и личные встречи с руководством.

О каких внешних изменениях в совете директоров не задумываются? Компании (и советы директоров) зачастую концентрируются только на своих внутренних проблемах. Действительно важно, чтобы в совет входили эксперты по вашей отрасли, но однородность состава может привести к близорукости. Задумайтесь о более многообразной структуре, о привлечении приглашенных экспертов, которые будут ставить под вопрос ваши убеждения и смотреть на проблему с неожиданной стороны.

Чего вы не знаете о компании и что вас беспокоит? На этот вопрос сложно найти ответ — нужно специально выделить время на размышления. Однако ответ может принести вам глубокие знания о том, что нужно включить в повестку. Многочисленные кризисы и проблемы корпораций показали нам: как правило, о проблемах знают многие, но никто не думает, что уполномочен поднять вопрос. Задумайтесь не только о том, что входит в круг вынесенных на рассмотрение тем, но и о том, что в него не входит. Член совета директоров должен тщательно обдумать повестку и спросить себя: включены ли в нее нужные вопросы?

Об авторах

Тазим Эссани (Tazim Essani) — член совета директоров Quilter и City of London Investment Group.

Эндрю Уайт (Andrew White) — старший член практики менеджмента в Бизнес-школе Саида Оксфордского университета, член совета директоров ряда компаний и благотворительных организаций.

Эрик Уилкинсон (Eric Wilkinson) — бывший инвестиционный директор Hambro Perks, сейчас — член совета директоров ряда компаний.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте