Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Голубой океан против «пяти сил» Портера

Берк Эндрю , Стел ван Андре , Турик Рой

Вы сторонник теории пяти конкурентных сил Майкла Портера или фанат идеи «голубого океана»? Другими словами, пытаетесь ли вы любой ценой стать лидером на существующих рынках или ищете возможности для создания новых? У каждого из этих методов формирования бизнес-стратегии свои приверженцы. Однако, насколько нам известно, до сих пор еще никто не проводил исследования, которое позволило бы сравнить эти два идейных лагеря между собой.

Мы решили восполнить этот пробел, опираясь на труд известного американского экономиста Гарольда Хотеллинга, изданный в 1921 году. Он утверждает: покуда рынок приносит прибыль, число работающих на нем компаний растет. Затем он достигнет точки насыщения и прибыльность игроков выровняется.

Если под этим углом посмотреть на определенную отрасль, можно определить, какая стратегия для нее лучше — инновационная или конкурентная.

Следуя теории «голубого океана», нужно создать новый рынок. Возможно, в долгосрочной перспективе он притянет потребителей. Тогда прибыли отрасли и количество игроков на рынке будут расти. Компанию, сумевшую найти и занять новую нишу, ждет успех.

Но если после появления новых игроков прибыль, напротив, начнет сокращаться, значит, объем прибыли нового рынка изначально был ограничен или конкуренты легко догнали первопроходца. При таком сценарии в выигрыше окажутся сделавшие ставку на конкуренцию.

Мы протестировали свою модель на розничной отрасли Голландии. Здесь все время создаются новые брэнды и очень популярна стратегия дифференциации. В итоге увеличивается число сегментов рынка, которые, в свою очередь, углубляются и расширяются. Более того, это помогает ожить «выдохшимся»

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте