Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Беда нас сплотила...

Дэниел Макгинн

Воскресным днем 2004 года Рик Хендрик ехал домой со званого обеда. Зазвонил мобильный. Это был сотрудник его компании. Явно нервничая, он попросил Рика остановить машину, чтобы поговорить.

Хендрику было 55. Ему принадлежала сеть автомобильных салонов, стоившая $3 млрд, и компания Hendrick Motorsports, ведущий организатор автомобильных гонок NASCAR и многократный их чемпион, в которой работало 460 человек. Пока его BMW X5 катился по обочине, у Рика мелькнула мысль: наверное, во время гонки произошла авария и кто-то из гонщиков получил травму.

Но все оказалось гораздо хуже. Корпоративный самолет, летевший на соревнования, в тот день пропал с экранов радаров. На его борту было десять человек, в их числе единственный сын Хендрика — 24-летний Рики, его брат и президент гоночной компании 53-летний Джон, две племянницы, два топ-менеджера компании и еще два сотрудника. «Сначала я решил, что они просто полетели на другой аэродром, потому что не смогли приземлиться из-за погоды, и с ними ничего не случилось», — говорит Хендрик. И он стал звонить сыну и брату на сотовые телефоны. «Вот тогда я понял: если бы они были на земле, они бы ответили». Он приехал домой, рассказал жене Линде о случившемся и стал ждать. К середине дня власти обнаружили место катастрофы и уведомили семью Хендрика, что все пассажиры погибли. «Они очень сильные люди и истинные христиане: они были раздавлены, но нашли в себе силы молиться», — вспоминал Феликс Сабейтс, близкий друг Хендрика и владелец компании-конкурента; он находился тогда в доме Хендрика.

То, что произошло 24 октября 2004 года, стало трагедией семьи Рика Хендрика. А его компания Hendrick Motorsports оказалась на грани гибели. Когда самолет врезался в гору Булл в предгорьях Аппалачей, в самолете находилось все руководство компании (кроме самого Хендрика, ее гендиректора) и ее будущий глава — сын Рики, которого уже готовили к этому. На следующее утро все думали: уцелеет ли компания? «Это естественно — задавать подобные вопросы, — говорит Майк Хелтон, президент NASCAR. — Каково было его компании пережить такое?»

Хендрик вырос на гонках. Гоночные машины водил его отец, и сам Хендрик с юных лет участвовал в гонках на автомобилях и катерах. В 22 года он начал продавать машины, к 26 — стал самым молодым в США дилером Chevrolet, а к началу 1990-х владел одной из крупнейших в стране сетей автосалонов Hendrick Automotive. Кроме того, Хендрик создал сильную гоночную команду Hendrick Motorsports: он первым придумал, что один человек может содержать несколько команд, распределяя между ними постоянные издержки, — сейчас так делают все.

Что такое черная полоса, Хендрик уже знал. В 1996 году ему поставили диагноз «лейкемия» и врачи считали, что жить ему осталось недолго. А через несколько дней после этого ему предъявили обвинение в подкупе руководства Honda. Он должен был предстать перед судом в то самое время, когда проходил тяжелейшее лечение. Чтобы избежать этого испытания, Рик признал себя виновным, и суд заменил заключение домашним арестом и штрафом. Ему запретили заниматься автомобильным бизнесом. Болезнь отступила, а в 2000 году президент Клинтон помиловал его, и с этого момента Хендрик снова стал сам управлять своими предприятиями. К 2004 году его сын Рики, который выступал в гонках NASCAR в высших национальных сериях Craftsman Truck и Busch, уже оставил спорт и занялся только управлением компанией Motorsports. «Я хотел постепенно отойти от дел и пропустить вперед сына», — говорит Хендрик.

Наутро после авиакатастрофы сотрудники Hendrick Motorsports не понимали, на каком они свете. Гонки через шесть дней, но будут ли в них участвовать их экипажи, никто не знал. Кен Хоувз, отвечавший за организацию соревнований, собрал потрясенных сотрудников и объявил: «Мы участвуем, это наша работа». В среду сотни людей пришли в церковь, потом были похороны. Через неделю после крушения самолета пилот Джимми Джонсон выиграл гонки Bass Pro Shops MBNA 500. Хендрик смотрел соревнование дома по телевизору.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте