Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стратегию диктует рынок

Лав Клер , Ривз Мартин , Тиллманнс Филипп

Нефтяная промышленность особых сюрпризов руководителям, планирующим стратегию, не преподносит. Что-то происходит, конечно, порой и резко, но вполне предсказуемо. Скажем, известно, что мировые поставки растут или сокращаются по мере того, как меняется расклад геополитических сил, разведываются и вводятся в эксплуатацию новые месторождения, или что спрос будет расти и падать в зависимости от доходов, ВВП, погодных условий и т.д. и т.п. Поскольку ни компании, ни их конкуренты воздействовать на эти факторы не в состоянии, а входные барьеры на рынок высоки, изменить условия игры никто по-настоящему не может. Компании наращивают свои уникальные возможности и ресурсы, очерчивая и защищая от конкурентов свое место на этом вполне стабильном пространстве.

Сектор программного обеспечения для интернета приводит в настоящий ужас тех, кто в нефтяных корпорациях отвечает за стратегию: вечно там что-нибудь изобретают, вечно откуда-то, словно из воздуха, появляются стартапы, производство и рынки которых растут — или падают — так быстро, что голова идет кругом. Компании вроде Microsoft, Google или Facebook* могут ни с того ни с сего выпустить новую платформу или разработать новый стандарт языка программирования и перечеркнуть тем самым прежние основы конкуренции. В этой отрасли побеждает тот, кто раньше улавливает витающие в воздухе сигналы, соответственно перестраивается или зарабатывает на своем технологическом лидерстве, определяя, как будет развиваться спрос и конкуренция.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте