Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как партнеры формируют стратегию

Генрих Греве , Роули Тимоти , Шипилов Андрей

Ваша компания находится в самом сердце центробежной сети парт­неров, которые не взаимодейст­вуют друг с другом? Значит, вы можете создавать революционные инновации, однако в трудную минуту вам придет­ся рассчитывать только на себя. А может, ваша компания — часть сети взаимосвязанных союзников? В таком случае вы, скорее всего, не выйдете за пределы незначительных инноваций, но и не окажетесь в изоляции в случае кризиса.

Рассмотрим союзы, сформированные компаниями Samsung и Sony с поставщиками, каналами сбыта и партнерами по научным исследованиям и разработ­кам в 2008­—2011 годах. Samsung располагается в сердце центробежной сети — на этой выгодной позиции компания может собирать и ­комбинировать идеи разрозненных партнеров, например фирм DreamWorks и KT, которые ­делают интересные проекты с 3D-технологиями, но почти не сотруд­ничают друг с другом. Как и Apple, которая создала iPhone, сведя воедино наработки Motorola и других партнеров, Samsung заняла удобное место, чтобы, нацелившись в будущее, придумать революционный продукт — скажем, первое в мире мобильное устройство для просмотра 3D-фильмов без специальных очков. Но такое положение сопряжено с риском изоляции, ­которому подверглась, например, компания Boeing. Она не культивировала глубоко интегрированные партнерские связи, которые помогли бы ей справиться с производственными проблемами и избежать отсрочек с выпуском Boeing 787 Dreamliner.

Структура связей, объединяющих Sony с партнерами (скажем, с Sharp и Toshiba), которые работают друг с другом, напоминает паутину. Хотя вероятность прорывных инноваций в таких высокоинтегрированных сетях невысока, там есть другое преимущество: члены этих сетей могут обратиться друг к другу за помощью. После землетрясения, случившегося в 2011 году в Японии, ­заказчики и поставщики Renesas Electronics отрядили ей на помощь 2500 рабочих — отстраивать разрушенный завод.

Вот еще некоторые из наших выводов.

• В быстро меняющихся условиях очень важно находиться в сердце центробежной сети — это позволяет соби­рать и интегрировать новые идеи. У компаний в динамично развивающихся отраслях рентабельность активов выше, если они входят в структуры такого типа.

• Многопрофильные корпорации выигрывают от ключевого ­положения в центробежных сетях, поскольку сотрудники, специализирующиеся в разных сферах, видят больше возможностей в идеях, которые поступают от партнеров.

• Интегрированные сети особенно выгодны небольшим фирмам: скромный размер делает их уязвимыми для внешних потрясений.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте