Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как создать стартап на деньги клиентов

Маллинс Джон

Один из самых нашумевших молодых стартапов — компания Аirbnb. История ее создания такова: в 2007 году в Сан-Франциско два выпускника школы дизайна раздобыли пару надувных матрасов и сдали эти «койки» в своей квартире участникам проходившей в городе конференции, которым не досталось номеров в гостиницах. Так ребята заработали первую тысячу долларов. А год спустя они попали на первые полосы газет, предложив услуги по поиску ночлега во время национального съезда Демократической партии в Денвере. К 2012 году Airbnb получила $120 млн венчурного капитала, а ее рыночная стоимость достигла $1 млрд. В этой истории часто упускают из виду один важный момент: в основе успеха этого предприятия — бизнес-модель, при которой развитие обеспечивается денежными авансами клиентов. Такая новорож­денная компания гораздо меньше зависит от внешних инвесторов, чем большинство стартапов.

Многим новым бизнесам было бы полезно получить деньги от клиентов еще до того, как понадобится приобретать для них товары или услуги. Компании из разных сфер давно этому научились — к примеру, вы оплачиваете еще не произведенную работу, когда по контракту с юридической фирмой вносите невозвратный аванс. Но поражает, сколько хайтековских стартапов находят новые способы обеспечить себя денежными авансами клиентов. Их основатели могут целиком посвятить себя созданию, тестированию и отладке бизнес-модели. К тому же, как правило, компании, которым удалось дольше продержаться без внешнего финансирования, выше ценятся на рынке. Особенно важны деньги клиентов, если традиционное финансирование, например банковские ссуды, затруднено — что как раз и имеет место во многих странах.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте