Стратегия

Не до грибов

Марина Иванющенкова

Недавно на одной конференции мы разговорились с сотрудником стартапа, о котором когда-то охотно писали СМИ. Молодой человек занимается поиском денег для развития бизнеса и старается не пропускать мероприятия, где могут присутствовать люди из венчурной индустрии. Несколько лет назад этот стартап разработал продукт в сфере дополненной реальности. Сначала в качестве потенциальных потребителей рассматривались западные компании — и некоторые из них проявили интерес к проекту. Но дальше встреч дело не пошло, поскольку тогда у стартапа не было ничего, кроме идеи. Потом появились небольшие деньги от инвесторов и прототип устройства, но пропало желание работать с b2b-клиентами. Теперь стартап меняет бизнес-модель — собирается продавать коробочный продукт конечным потребителям. Это все планы, а как идут дела сейчас? Плохо идут, денег осталось всего на два месяца. Стартаперы ищут очередных инвесторов в России, которые помогут протянуть до следующего транша.

Тем временем денег на российском венчурном рынке становится меньше. Согласно исследованию PwC и РВК, объем венчурных сделок в нашей стране в 2015 году уменьшился на 52% по сравнению с 2014-м. Нестабильная экономическая ситуация, пишут авторы исследования, снизила порог принятия инвесторами венчурных рисков: фокус со сделок на ранних стадиях сместился на более зрелые компании с понятными перспективами. Доля инвестиций в проекты ранних стадий составляла в прошлом году 9% против 29% в 2014-м.

Семь лет назад экономический кризис оставил без работы сотни тысяч людей –- и дал толчок развитию предпринимательства в России. Многие не могли или не хотели работать по найму и начали создавать собственные компании. Но было достаточно и обычных охотников за инвесторами, пытавшихся продать им сырые идеи подороже. В итоге слово «стартап» превратилось чуть ли ­не в ругательное, а инвесторы заговорили о дефиците достойных проектов.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте