Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Оружие нового поколения: корпоративные ИТ для победы над конкурентами

Бринйолфссон Эрик , Эндрю Макафи

Интуиция вас не подводит: сейчас и правда труднее найти себе место под солнцем. С середины 1990-х, то есть с тех пор, как все стали пользоваться интернетом и стандартным ПО для управления бизнесом, конкуренция достигла беспрецедентного накала. Это объясняют разными причинами: все более частыми сделками по слиянию и покупке компаний, глобализацией рынка, постоянно набирающим темп технологическим прогрессом. Но мы установили, что виной всему — информационные технологии, инвестиции в которые растут с каждым днем.

Чтобы понять, где, как и почему в нынешней экономике можно вырваться вперед за счет ИТ, мы проанализировали показатели всех публичных компаний США за 45 лет — с начала 1960-х по 2005 год. Сравнив данные об их продажах, чистой прибыли, рентабельности и рыночной капитализации, мы выявили несколько закономерностей. С середины 1990-х в разных отраслях происходит одно и то же: растет разрыв между лидерами и остальными, увеличивается концентрация рынков (то есть возобладал принцип «победитель получает все»), клиенты все чаще меняют поставщиков. Формирующаяся экономическая модель поразительно напоминает предсказанную более 60 лет назад Йозефом Шумпетером экономику «созидательного разрушения». Пик обострения конкуренции пришелся на время резкого увеличения ИТ-инвестиций. Многие предприятия бросились улучшать, а то и вовсе переделывать свою операционную модель, встраивая интернет и корпоративное ПО в бизнес-процессы. Что примечательно, особенно заметно конкуренция усилилась именно в отраслях, компании которых больше всего вкладывали в ИТ.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте