Стратегия

Чего ждать бизнесу от 2022 года

Ярослав Глазунов
Иллюстрация: Kevin Ku / Unsplash

Человеческая психика не любит перемен. Прежде чем принять новое, какое-то время она стремится вернуть привычный порядок вещей. Так же и некоторые компании долго пытались «откатиться» к состоянию «до пандемии», несмотря на очевидные признаки того, что теперь мы живем в новой реальности.

Нестабильность — пожалуй, единственное, что будет постоянным в 2022 году. Новые вызовы проверят экономику стран, компании и их СЕО на прочность, а главным условием выживаемости будет способность адаптироваться. Стимулов искать свежие бизнес-модели достаточно: изменение климата, геополитические колебания, новые эпидемии, повсеместное внедрение технологий, меняющих правила в масштабах целых отраслей.

В подобных условиях многие компании даже отказались от долгосрочного планирования, понимая, что точный прогноз сегодня — это что-то из области фантастики. Однако даже в период неопределенности важно выявлять и отслеживать ключевые тренды, чтобы своевременно использовать открывающиеся возможности.

СЕО возвращают контроль

Последние два года у компаний была одна цель — выжить. Они мало что контролировали и просто старались не пойти ко дну. Многие надеялись, что скоро все закончится, нужно только переждать. Но нет — времена, когда можно было спокойно плыть по течению, уже прошли. Коронакризис разрушил привычные бизнес-модели. Рост рынка замедлился, проявилась явная нехватка квалифицированных кадров, цифровые технологии экспоненциально входят в повседневную жизнь людей и компаний.

В подобных условиях СЕО отведена особая роль. Теперь руководители снова должны взять все в свои руки. Им предстоит не только поддерживать жизнеспособность бизнеса, но и трансформировать его, а также вести за собой людей. Очевидно, что лидер будущего — это активный и участливый лидер.

Технологии определяют «завтра»

Технологическое развитие набрало космическую скорость. Стоит сказать «спасибо» COVID-19 — он ускорил процесс цифровой трансформации. Она происходит повсеместно: от служб доставки до удаленного взаимодействия команд. Наступила эпоха искусственного интеллекта, масштабной оцифровки данных, создания параллельной digital-реальности для человечества. Крупные компании запускают программы по развитию цифровых навыков и готовят бионическую рабочую силу будущего. Вполне ожидаемо, что мелкие игроки в ближайшее время последуют их примеру.

Блокчейн продолжает свою победоносную экспансию на рынке. В непредсказуемом мире компании хотят снизить риски, и диверсификация способов хранения и перемещения данных — один из ключевых способов. Технология настолько хорошо зарекомендовала себя в биткойне, что цифровая валюта стала обязательным компонентом портфеля ведущих инвестиционных компаний, таких как BlackRock и Bridgewater. Готовность мировых игроков инвестировать в биткойн доказывает жизнеспособность технологии блокчейн и создает предпосылки ее распространения в новые сферы.

Курс на глобальную экологичность

В 2021 году реальность и опасность изменения климата очевидны как для глав государств и правительств, так и для акционеров и CEO. За последние пять лет только США потратили $525 млрд на ликвидацию последствий экологических катастроф. Все больше компаний по всему миру переходят к политике экстремальной сознательности и берут на себя роль не просто борцов с экологическими катаклизмами, а настоящих защитников планеты.

При этом на инвестиционном рынке наметилась тревожная тенденция: некоторые инвесторы стали отказываться от вложений в акции промышленных, нефтяных и газовых компаний, объясняя такие действия заботой об экологии. Радикально ситуация пока не меняется: акции скупают менее притязательные инвесторы, которые не думают о декарбонизации и не стимулируют предприятия к внедрению «зеленых» технологий.

Нет смысла закрывать производства — для них отсутствует альтернатива. Более того, попытка кардинально отказаться от промышленных мощностей может привести к росту неудовлетворенного спроса и инфляции. Нужно не только пытаться минимизировать вред, но и начать, наконец, активную трансформацию всей промышленности и движение в сторону «зеленого горизонта». Сдвиги в этом направлении уже есть. Shell, например, намерена производить зарядные устройства для электромобилей. IKEA потратила $2,5 млрд на возведение 700 тыс. солнечных панелей и 530 ветряных турбин, что полностью закрыло все потребности компании в электроэнергии, необходимой для функционирования складских помещений и магазинов.

Об авторе

Ярослав Глазунов — старший партнер консалтинговой компании Korn Ferry, глава региона Центральной Евразии, член совета директоров компании Veon, старший советник международной инвестиционной компании LetterOne.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте