Стратегия

Как спасти проект, когда до провала остался один шаг

Дмитрий Изместьев
Фото: Markus Frieauff / Unsplash

Нередко даже самые профессиональные команды сталкиваются с недовольством заказчика, а их просьбы о дополнительном времени или более точном техническом задании остаются без ответа. Однако и в этих случаях есть шанс успешно завершить работу, если выбрать нетривиальный подход. Вот четыре приема, которые могут в этом помочь. 

Показать финал на старте

Для каких ситуаций подходит? Необходимо получить от заказчика больше времени для завершения работ, а также конкретные предложения, касающиеся проекта.

Выиграть время для устранения неполадок в работе системы или любых других дефектов можно за счет «быстрой победы». Универсального приема здесь нет, но есть способ показать «быструю победу» — как можно более красочно презентовать идею, интересную руководству заказчика. В ИТ это делается с помощью работающих прототипов систем. Они должны быть выполнены максимально реалистично: пользователь системы — назван настоящим именем (Михаил, Борис или Анастасия, а не «Тест»), интерфейс — проработан до мелочей; должны быть использованы существующие данные, а прогнозы, которые строит система, должны не уступать по качеству лучшей доступной аналитике. Это все создает впечатление, что решение готово и осталось его только запрограммировать.

Заказчик видит живой проект, а не сухую документацию. Доверие возвращается. Кроме того, заказчик встает на вашу сторону: начинает креативить, выдавать конкретные и применимые на практике идеи. Имея прототип или любую другую модель, вы уже обсуждаете не абстракцию, а реальный продукт. Другая сторона формулирует, что бы она хотела исправить, и вы получаете четкое техническое задание.

Чтобы понять, как это работает с психологической точки зрения, достаточно зайти в офис продаж любого строящегося жилищного комплекса. Там вы обязательно увидите до мелочей продуманный макет нового дома, а рядом с ним — сквер с велосипедными дорожками, кофейни и детские площадки. Ощущение, что все уже готово, подталкивает к покупке, даже если строительство дома только началось.

Переформулировать результат

Для каких ситуаций подходит? Руководство заказчика недовольно результатом, не видит преимуществ разработанного решения.

Секрет заключается в том, что разные люди видят разные вещи. Когда я начал разбираться в одном из проектов, который выполняла наша компания в сфере автоматизации управления персоналом, то понял, что претензии заказчика необоснованны: система работает, успешно прошла все тесты. Однако тогда же я осознал, что руководству клиента важнее не то, какие интерфейсы реализованы и как выполнена интеграция решений, а что это дает. Топ-менеджеры, принимающие проект в компании заказчика, привыкли работать с отчетами, составленными на понятном для них бизнес-языке. В нашем же случае получилась сложная разветвленная система с большим количеством экранных форм, цифр и таблиц. Что мы сделали? Привлекли лучших знакомых рекрутеров и специалистов в области карьерного развития персонала и узнали, какие статистические показатели наиболее ценны для их работы. Эти цифры в системе были, осталось только преподнести их в привычном для руководства виде. Из сведений, собранных системой, и исторических данных, предоставленных заказчиком, мы подготовили большой и очень красивый дашборд с графиками и диаграммами.

Увидев его, вторая сторона сильно удивилась: наша ли это система? Совещание завершилось утверждением проекта: после небольших доработок программного продукта клиент получил именно то, что требовалось. В данном случае для этого было необходимо преподнести информацию в виде графиков и схем, рассказать о системе в максимально прикладном русле.

Однако чтобы воспользоваться этим советом, недостаточно диаграмм, построенных в Excel или PowerPoint. К созданию отчетов надо подойти максимально креативно, выводы должны «бросаться в глаза», как, например, в классической инфографике, созданной еще в 1854 году Джоном Сноу. На карте Лондона он отметил черными точками дома, затронутые эпидемией чумы. С первого же взгляда было видно, что отметки концентрируются вокруг единственного колодца в центре, который и являлся источником бактерий. Возможно, это не самый позитивный пример, но ваша задача — добиться такой же ясности в представлении более оптимистичных бизнес-данных.

Об авторе

Дмитрий Изместьев — вице-президент ЛАНИТ по инновационным проектам.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте