Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Краткая история способов конкуренции

Кен Фаваро

С конца XIX века можно наблюдать пять различных «волн» в способах конкуренции. Первым была ставка на эффективность. В этом, собственно, была первоначальная цель создания корпораций – облегчить производство товаров и услуг с минимальными временными, материальными и трудовыми затратами. Квинтэссенцией этого движения стал тэйлоризм – попытка превратить бизнес в науку об эффективности. Многие компании по-прежнему конкурируют на этой основе, и у тэйлоризма постоянно появляются теории-наследники – от реинжиниринга бизнес-процессов до «бережливого» производства.

Второй волной был масштаб, близкий родственник эффективности. Благодаря эффекту масштаба фирмам удается снизить издержки производства одного изделия и добиться более выгодной цены на товары и услуги. Движение масштаба приобрело особую популярность в 70-е годы, когда понятие «кривой опыта» переместилось с производственной линии на стол к корпоративному руководству в качестве элемента стратегии. Погоня за масштабом привела к консолидации и глобализации различных отраслей промышленности середины XX века и продолжается сегодня в таких отраслях, как сталелитейное дело, воздушные перевозки, фармацевтика и телекоммуникации.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте