Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новой стратегии Tesla более ста лет от роду

Джош Сушкевич

Вопреки распространенному мифу Томас Эдисон не изобретал лампу накаливания. К тому моменту, когда он запатентовал свое изделие в 1879 году, около двадцати изобретателей и лабораторий уже спроектировали подобную инновацию. На самом деле Эдисон изобрел доступный (практически и по цене) электрический свет.

Прорыв Эдисона определялся основополагающей мыслью — любой продукт может набрать обороты лишь за счет системы, в которой он используется. Проектируя свою лампочку, он параллельно создал целую систему планов для генераторов, проводки, счетчиков, выключателей и т. д. Электрическая лампочка без удобного доступа к электричеству — любопытная новинка, а вместе с тем она становится революционным событием в мировой истории.

Идея Эдисона дает нам удобную точку отсчета для оценки громкого запуска проекта Tesla Energy с его системами батарей Powerwall для бытового применения и Powerpack для использования в офисах, промышленности и энергетике. Новая продукция призвана обеспечить сохранение локально полученной энергии и регулировать ее распределение. Это поможет устранить одну из главных проблем добычи солнечной энергии — прерывистость процесса (проще говоря, солнце должно светить, и чем больше — тем лучше). Эта инициатива способна уменьшить зависимость солнечных панелей от электросети, одновременно облегчая возвращение в них избыточного электричества. Они без интегрированной системы хранения несут ненамного больше ценности, чем лампы накаливания без электрической сети. Следовательно, Tesla Energy — решительный шаг в создании энергетической системы будущего.

Эта мысль созвучна с нашей работой по подрывной стратегии, выходящей за рамки одной отрасли: подрывные инновации создают новые системы «сетей полезности», которые в конце концов заменяют собой старые. Из этого следует, что погоня за потенциально подрывными новыми технологиями и бизнес-моделями требует системного мышления, часто призывающего инноватора выйти далеко за рамки изобретения собственно нового продукта. Это касается как предпринимателей, думающих о том, как умные сенсоры и облачные сервисы изменят способ общения пациента с медиками, так и розничных продавцов, размышляющих, как компании вроде Uber кардинально изменят потребительские привычки. И это относится ко всей отрасли так же, как в бизнес-кейсе с Томасом Эдисоном и его лампочкой.

Элон Маск стремится изменить всю систему, и он не стесняется демонстрировать свои амбиции. В своей презентации Элон позиционировал Tesla Energy как «недостающий элемент», призванный соединить воедино электромобили и крупномасштабную возобновляемую энергию (и, в частности, компанию, специализирующуюся на ней, с которой Маск связан помимо Tesla — Solar City). Создается впечатление, что за каждым продуктом или партнерством, о которых в настоящее время говорит Маск, стоит смелый и тщательно продуманный план.

Изменит ли этот замысел мир вокруг нас? Возможно, но даже самые романтически настроенные фанаты Маска согласятся, что вдобавок к автопрому взять на себя второй проект в еще одной строго регулируемой, давно поделенной и требующей серьезных капиталовложений отрасли — дело нешуточной сложности. Некоторые обратили внимание на то, что для домохозяйств, подключенных к электросетям, финансовые выгоды Powerpall все еще не столь очевидны (хотя через несколько дней после запуска проекта Tesla объявила, что продала годовой запас продукции, а Bloomberg оценивает фиксированный доход от предварительных заказов на два инновационных гаджета в районе $800 млн).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте