Стратегия

Секреты создания новых бизнес-моделей

Константин Самойлов

Максимизация прибыли — цель любого бизнеса. Пути достижения у всех при этом разные, соответственно — и бизнес-модель успеха. Бизнес-модель одних строится на достижении максимальной эффективности в процессе производства с целью самой низкой себестоимости, что может предоставить значительное конкурентное преимущество, в особенности в тяжелые времена. Но при условии, что при низкой себестоимости доля фиксированных затрат невелика, тогда это действительно значимое преимущество. Бизнес-модель других нацелена на максимизацию дополнительной ценности, ради которой конечный потребитель готов больше платить, чем за дешевый продукт, но без каких-либо значимых потребительских благ для него.

Я же хочу рассмотреть cлом правил рынка продуктов и услуг, правил распределения цепочки создания стоимости (value chain). Для наглядности представим тот же маржинальный доход как сосуд. Каждому игроку рынка предоставляется своя возможность захвата доли данного сосуда. В потребительских товарах производители захватывают не более 40% сосуда (20% себестоимость и 20% их маржинальный доход), 60% распределяется между дистрибуторскими и розничными компаниями. Секрет ломки правил рынка состоит в изменении существующей общепринятой бизнес-модели компаний, в формировании принципиально новой, реализация которой позволит изменить устоявшиеся правила рынка. При этом кусок пирога отбирается не только у прямых конкурентов, но и у других членов цепочки. Как написал Майкл Портер о пяти конкурентных силах, здесь вступают в игру не только прямые конкуренты, в переделе участвуют все — производители, поставщики, заменители (аналоги схожих услуг).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте