Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неспортивное поведение: почему не нужно брать пример с выдающихся игроков и тренеров

Билл Тейлор
hbr.org

От редакции. Десять лет назад, накануне самого популярного спортивного события в США – финального матча Национальной футбольной лиги, который обычно называют Супербоулом, Harvard Business Review опубликовал колонку сооснователя журнала Fast Company Билла Тейлора «Why sports are terrible methapor for business». Сегодня мы впервые публикуем ее на русском языке и предлагаем в комментариях к этому материалу согласиться или поспорить с Тейлором.

Как это всегда бывает, оживленные разговоры вокруг самого важного матча в самом важном американском виде спорта выходят далеко за рамки футбола и затрагивают бизнес и управление. Могут ли успехи «Патриотов» (один из клубов НФЛ New England Patriots, выиграл пять Супербоулов, в том числе в феврале 2017 года – прим. ред.) на протяжении последних пятнадцати лет преподать нам какие-либо уроки о командной игре, применимые не только в футболе? Говорят ли непревзойденные результаты Билла Беличика (тренер New England Patriots – прим. ред.) о его навыках, которые выходят за рамки тренерских и могут быть полезны другим руководителям? Даже в таких серьезных изданиях, как The Economist, время от времени появляются публикации о параллелях между спортом и бизнесом. Несколько лет назад в статье, посвященной «Барселоне», лидеру в европейском виде футбола, этот журнал заявил, что каталонский клуб «нашел особое решение для некоторых проблем, вызывающих самые жаркие дискуссии в теории управления». Вот это да!

Итак, внимание, вопрос: чему может спорт вообще и футбол в частности научить нас, когда речь заходит о конкуренции и успехе, таланте и командной работе, ценности и ценностях? Боюсь, что моим ответом будет: «Да почти ничему». Спорт – это ужасная аналогия для бизнеса, и лидеров, пытающихся найти идеи для своей работы на футбольном поле, ждет жестокое разочарование.

Вот почему сравнивать спорт и бизнес неправильно.

У состязаний и успеха в бизнесе совершенно разная логика. Футбол или баскетбол так захватывают нас благодаря тому, что в конце сезона победителем будет лишь одна команда. В случае с Супербоулом у нас имеется лишь один чемпион и 31 команда Национальной футбольной лиги с разбитыми надеждами и разочарованными болельщиками. Чтобы одна команда победила, все остальные должны проиграть. Логика конкуренции в бизнесе нисколько на это не похожа. Самые успешные компании –выигрывающие по-крупному и создающие самую большую экономическую ценность – гораздо заботятся не столько о том, чтобы разбить конкурентов, сколько о том, чтобы порадовать и удивить клиентов. Сама идея игры с нулевой суммой (чтобы я выиграл, ты должен проиграть) безвозвратно ушла в далекое прошлое. Практически в любой отрасли найдется место для множества разных победителей, каждый из которых будет прекрасно обслуживать свой сегмент рынка или группу потребителей.

Несколько лет назад, когда мы с Полли Лабарр собирали материал для книги «Mavericks at Work», мы интервьюировали Майка Макью, одного из выдающихся предпринимателей Кремниевой долины. Вот как он объяснил свой подход к стратегии и успеху: «Даже в случае, когда конкуренты многочисленны и очень сильны, не думайте о них. В буквальном смысле прекратите о них думать. Каждый раз, когда вы что-то обсуждаете со своими коллегами и у вас появляется искушение поговорить о конкуренте, поговорите вместо этого об отзывах или опросах ваших пользователей. Думайте только о клиентах».

У командной игры и работы с талантом совершенно разная динамика. Может показаться, что компаниям стоит многому поучиться у высокоэффективных спортивных коллективов вроде New England Patriots, но это практически бесполезно. Важно понимать, что «командная игра» в НФЛ – это сотрудничество игроков с абсурдно короткой карьерой, а их преданность команде ограничена длиной контракта. По подсчетам The Wall Street Journal, средняя продолжительность карьеры в НФЛ – 2,66 года.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте