Управление изменениями

Ключевой элемент трансформации

Даниил Рыбак
Фото: Olav Ahrens Røtne / Unsplash

Переход на новую стадию общественного и технологического развития — одна из наиболее обсуждаемых тем сегодня. Об этом много говорят на уровне государства, институтов развития, в сферах образования, здравоохранения и городской среды. Эта же тема звучит при обсуждении стратегий в бизнесе, где тренды на инновации, изменения, диджитализацию определяют образ будущего компаний и ставят под вопрос сам факт их существования в прежней форме. Однако, общественное обсуждение самого важного фактора трансформации — изменения и развития человека — ограничивается разговорами о необходимости школьной и вузовской реформы и становится невнятным, когда речь заходит о развитии и изменении взрослых людей, определяющих сегодня направления развития государственных институтов, компаний и организаций.

Никакая трансформация невозможна без трансформации человека

Нельзя провести изменения на уровне государства или компании, если не созданы условия для развития и изменения самих людей. Основные барьеры на пути изменений находятся в голове каждого отдельного человека. Это неверные установки, ложные убеждения и верования, часто не осознаваемые самим человеком, привычные, но неэффективные способы взаимодействия с другими людьми, ограниченная и не точная картина окружающей реальности и мира. Поэтому перед организациями и сообществами стоит самая актуальная задача — создать такую развивающую среду, которая обеспечит условия для осознания и преодоления этих барьеров, позволит расширить и углубить свой взгляд на мир, найти для себя новые эффективные поведенческие стратегии.

Человек — существо социальное, поэтому окружение оказывает на него огромное, если не определяющее, влияние. Большинство людей развиваются и меняются под влиянием окружения. Опираясь на этот фактор, компании могут формировать культуру развития, пронизывающую всю организацию, рассматривающую развитие не только формальной функцией в HR-департаменте, но реальной средой трансформации всей компании. Особая ответственность лежит на крупных компаниях, корпорациях, государственных организациях, где много ресурсов, разнообразных задач, проектов, людей. Приведу пример. Если человек живет в мегаполисе в XXI-м веке, где перед ним открыто множество возможностей, а в окружении много интересных и разных людей. Соприкосновение с новыми впечатлениями, новым опытом, новыми знаниями и людьми пробуждает любознательность, стремление к развитию, расширяет картину мира. В маленькой деревне это тоже возможно, но сложно и случается гораздо реже — локальный социум диктует свои нормы поведения и развития, а люди редко пытаются выходить за рамки сложившихся устоев.

Барьеры на пути развития

Первое очевидное препятствие — нежелание меняться. Самое главное ограничение для человека — он сам. Большую часть его «я» составляют привычки ума и тела — все то, что сформировалось в течение его жизни. То, что стало привычкой, когда-то было эффективным поведением в определенных контекстах, закрепленным многократным повторением. Однако в новых условиях привычки как колея, это способ человека «ограничивать» свою реальность или то, как он привык ее видеть и действовать. Для человека это путь наименьшего сопротивления. Нам удобнее видеть реальность уже знакомую, а если в ней появляется что-то незнакомое, неизвестное, то мы стараемся этого не замечать, чтобы не растрачивать энергию на перестройку своей картины мира.

В начале 2000-х доктор Роберт Киган и Лайза Лейхи в Гарварде открыли явление, которое назвали иммунитетом к изменениям. «Это была до тех пор скрытая от ученых внутренняя сила, которая активно (и очень эффективно) удерживает от любых изменений, поскольку стремится сохранять восприятие мира, свойственное человеку», — описывали они это явление.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте